Медицинский сайт
  • Главная
  • Простата
  • Реформы Александра II (кратко). Великие реформы Александра II и их значение

Реформы Александра II (кратко). Великие реформы Александра II и их значение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Император Александр 2 родился 29 апреля 1818 г. Будучи сыном Николая 1 и наследником престола получил отличное разностороннее образование. Учителями Александра были Жуковский и боевой офицер Мердер. Заметное влияние на формирование личности Александра 2 оказал и его отец. Александр вступил на престол после смерти Николая 1, в 1855 г. К тому времени он уже имел некоторый опыт управления, поскольку исполнял обязанности государя во время отсутствия отца в столице. В историю этот правитель вошел, как Александр 2 Освободитель.

Внешняя политика Александра 2 была весьма успешна.

Внутренняя политика Александра 2 разительно отличалась от политики Николая 1 и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа Александра 2, по которой в 1861 г., 19 февраля, было отменено крепостное право. Эта реформа вызвала настоятельную необходимость дальнейшего изменения многих российских институтов и повлекла за собой проведение Александром 2 буржуазных реформ. Александр II вошел в историю как царь-реформатор и царь-освободитель. Именно он наконец сделал тот шаг, которого так долго ждали в России, и провел реформу, упразднившую крепостное право. Когда в 1855 году он взошел на престол, страна была в крайне тяжелом состоянии, но через некоторое время многое удалось изменить. Однако, несмотря на все реформы, царствование Александра II было отмечено ростом революционного движения. На императора было совершено несколько покушений, и 1 марта 1881 года он был убит народовольцем Гриневицким.

1. Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19 века уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18 века в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19 века он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала и домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Сами помещики также были недовольны так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 году крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная Крымская война, которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию - доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно отменить крепостное право и реформировать страну.

В 1855 году на престол взошел император Александр 2, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали сами крестьяне снизу путем революции.

2. Основные реформы Александра ІІ

· Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год);

· Финансовые реформы (с 1863 года);

· Реформа образования (1863 год);

· Земская реформа;

· Городская реформа (1864 год);

· Судебная реформа (1864 год);

· Реформа государственного управления (1870 год);

· Военная реформа (1874 год).

А) Крестьянская реформа. Отмена крепостного права.

В середине 19 в. в России начался острейший социально-экономический и политический кризис, в основе которого лежала отсталость феодально-крепостнической системы хозяйства. Это тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание России от передовых держав. С особой силой кризис проявился в поражении России в Крымской войне. Сохранение феодально-крепостнической эксплуатации привело к росту недовольства в крестьянской среде, волнениям и бегстве их от подневольного труда. Необходимость перемен осознавала либеральная часть дворянства. В 1855-1857 гг. императору было подано 63 записки с предложением об отмене крепостного права. Постепенно Александр 2 пришел к выводу, что лучше освободить крестьян добровольным решением «сверху», нежели дождаться бунта «снизу». Эти события проходили на фоне укрепления радикальных революционно-демократических настроений в обществе. Идеи Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского находили все большую поддержку у дворянства. Огромную популярность приобрел журнал «Современник», на страницах которого развернулась дискуссия о будущем России. Издаваемые в Лондоне «Колокол» и «Полярная звезда» были проникнуты надеждой на инициативу самодержавия в отмене крепостного права в России. Окрепнув в решении отмены крепостного права, Александр 2 начал подготовку проекта крестьянской реформы. В 1857-1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в редакционные комиссии. В эти комитеты входили прогрессивные и образованные представители дворянства (Я.И. Ростовцев, Н.А. Милюков и др.). Комиссии вырабатывали окончательный вариант реформы. Однако основная часть дворянства и помещиков выступала против отмены крепостного права и стремилась перед фактом надвигающихся перемен, максимально сохранить свои привилегии. В конечном итоге, это отразилось в проектах законов подготовленных комиссиями.

19 февраля 1861 г. Александр 2 подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В нем говорилось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей». В соответствии с Манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности. Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине. Средний размер надела составлял 3,3 десятины на душу. Выделенных наделов крестьянам не хватало, и они арендовали часть земли у помещиков, выплачивая им деньгами или трудом. Это сохранило зависимость крестьянина от помещика и стало причиной возврата к прежним феодальным формам эксплуатации. Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым. Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства. Крестьянская община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную деятельность наиболее инициативных ее членов.

Б) Земская реформа.

Земская и городская реформы должны были создать на местах органы местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения.

Для того, чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии - особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее.

Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение - право выбора регулировалось имущественным цензом. Благодаря этому, на практике, в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.

Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались не решением серьезных вопросов, а решением хозяйственных и бытовых дел уездов - строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и так далее. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды.

Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут и земства стали появляться по всей стране.

В) Военная реформа.

Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны. Главное событие всей военной реформы - Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Отменена была рекрутская система, теперь каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии. Срок службы в большинстве войск составлял 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим методом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось. Однако, прежде, чем вводить всеобщую повинность, необходимо было существенно изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить все категории граждан. В 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией. На местах во главе сидели местные министры, которые подчинялись военному министерству в Петербурге. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства и передать их в ведание округов. Теперь управление было более систематизированным и эффективным, так как каждый военный чиновник имел определенный круг обязанностей на своей территории. После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику. Новая армия получила и новые принципы воспитания солдат. Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения. Закрепить преобразования могли лишь новые законы, и они были разработаны. Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура - это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия. И, наконец, благодаря всеобщей повинности, армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.

Г) Судебная реформа.

Целью Александра 2 было создание более совершенного суда, который бы мог работать вдвое эффективнее, принимать более честные и справедливые решения в отношении всех категорий граждан, вне зависимости от их сословия. Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества -- для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.

Однако, по мнению историков-современников, судебная реформа не дала тех результатов, которые от нее ждали. Введенные суды присяжных рассматривали сравнительно небольшое число дел; реальной независимости судей не существовало. Фактически в эпоху Александра II происходил рост полицейского и судебного произвола, то есть нечто противоположное тому, что провозглашалось судебной реформой. Александр II в административном порядке ужесточил судебный приговор - вопреки всем ранее провозглашенным принципам судебной реформы.

В последние годы царствования Александра II, на фоне роста протестных настроений в обществе, были введены беспрецедентные полицейские меры: власти и полиция получили право отправлять в ссылку любое показавшееся подозрительным лицо, по своему усмотрению проводить обыски и аресты, без какого-либо согласования с судебной властью, выносить политические преступления на суды военных трибуналов - «с применением ими наказаний, установленных для военного времени».

Д) Образовательная реформа.

Среди реформ, осуществленных в либеральную Александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято “Положение о начальных училищах”, утвердившее общедоступность и вне сословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ; их деятельность координировалась училищными советами. Основными предметами в начальных училищах были Закон Божий, чтение (в том числе на церковно­славянском языке), письмо, начала арифметики, церковное пение. В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако даже в эти годы все учебники для школ утверждались централизованно - в ученом совете Министерства народного просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще больше усилилась: это касалось и учебных планов, и программ (они были унифицированы), и выбора учебников. Начальные училища были разделены на двухклассные (сельские) начальные училища и городские училища. Православным общинам было разрешено открывать церковно-приходские школы. К концу XIX века появился еще один тип школ - так называемые коммерческие училища, оплачивавшиеся предпринимателями. Уже в 60-х гг. появились женские училища (до этого девочки учились только в частных пансионах).

3. Итоги и последствия великих реформ Александра II

Политические и финансовые реформы Александра 2 названы великим благодаря тому, что они в относительно краткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом, реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии. Так же говоря о реформах нельзя не упомянуть о том, как они оценивались и воспринимались обществом. В целом, современниками много говорилось о «духе освобождения», о доверии, оказанном обществу со стороны императора. Действительно, прогрессивность реформ Александра большая часть «интеллигенции» тех годов не ставила под сомнение. Тем более, что эти реформы проводились не только на бумаге. Тот самый «дух» проявлялся даже в таких «мелочах», как ослабление цензуры, возможность сравнительно открыто в печати высказывать свое мнение., в том, что получила распространение такая форма общения государя с подчиненными, как «записки», позволявшая высказываться с большей свободой, чем это доступно было в печати.

Многие с восхищением отзывались о начале реформ. Однако правительству приходилось считаться и с настроениями другого рода: среди дворянства оказалось немало противников крестьянской реформы., что, в принципе, легко объяснимо, но широко была распространена и другая точка зрения, согласно которой реформу следовало провести более радикально, чем это делало правительство. Ходили разговоры и о том, что пора бы уже русскому народу обрести собственную конституцию.

Уже в 1861 году недовольство обращается в конкретные действия. Проходит волна студенческих беспорядков, в народе начинают широко распространяться подпольные листки (политические прокламации). В 1862 году была впервые высказана открытая критика действий правительства тверским дворянством, провозгласившим, что Положение 19 февраля «не удовлетворяло народных потребностей ни в материальном отношении, ни в отношении свободы, а возбудило их в самой сильной степени», и, что народу нужна конституция. Участники съезда, высказавшие это были подвергнуты сравнительно мягкому наказанию (лишению свободы и некоторых прав с последующим смягчением приговора). Характерно, что не высказываясь принципиально против «изменения существенных начал государственных учреждений», император Александр отстаивал свое право инициативы, не допуская и мысли, чтобы реформы проводились снизу. Так, он решительно отверг предложение московского дворянства (1865 г.) о «создании общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству».

В немалой степени на ход реформ повлияли попытки покушения на жизнь императора. Первая из них была предпринята 4 апреля, 1866 года. С тех пор, внимание правительства, узнавшего о заговоре с целью насильственного переворота, было обращено не столько на преобразования, сколько на борьбу с крамолой, и права, предоставленные обществу, стали укорачиваться. Во главу угла ставится не освобождение, а сдерживание, не доверие, а надзор. Как следствие, начинается борьба с помощью «непопулярных» методов, которые одновременно не нравились народу и значительно затрудняли дальнейший ход реформ.

Не перестававшие покушения на жизнь Александра II, вызвали по настоянию наследника цесаревича учреждение «Верховной Следственной Комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия», главный начальник которой, харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов, был снабжен диктаторскими полномочиями. Ему подчинялись все ведомства, отменит его приказы мог он сам либо государь, и никто кроме. Лорис-Меликов приложил все силы чтобы борьба с терроризмом как можно меньше отражалась на реформах и достигнув неплохих результатов завоевал большие симпатии в обществе. А к 1880 году по мысли самого Лорис-Меликова комиссия упразднилась, фактически произошло «возвращение от чрезвычайных мер к законному течению дел» - все предвещало новую эру в отношениях правительства и общества, возврат к первым годам царствования.

В1881 г. Лорис-Меликов предложил государю учредить временные подготовительные комиссии из членов правительственных ведомств и приглашенных сведущих и опытных лиц, для составления законопроектов. Выработанные этими комиссиями законопроекты должны были передаваться в Общую комиссию, составленную из лиц, назначенных и выборных земствами и городами. Постановления ее, с характером совещательным, переходили на окончательное рассмотрение и утверждение Государственного Совета и, потом, государя. Таков был проект, получивший в обществе название «конституции Лорис-Меликова». Александр II утвердил доклад своего министра и можно было надеяться на мирную эволюцию в будущем политического строя России, но в тот самый день, когда доклад был подписан, бомба, брошенная террористами, прекратила дни государя - наступило новое царствование и задуманная реформа не была осуществлена.

4. Значение реформ Александра II для современной России

Отставание от передовых европейских стран практически во всех сферах жизнедеятельности, нерешенность модернизационных задач ставило под угрозу независимость страны, ставило под сомнение авторитет, статус власти и всего государства. Все эти факторы послужили импульсом к «великим реформам», значение которых очень велико для современной России. Реформа отмены крепостного права освободила многомиллионный народ, живший в рабстве и подчинении в течение многих веков, наделила его гражданскими правами. По-новому встал вопрос о Конституции. Благодаря этой реформе началось развитие капитализма в России, который в свою очередь послужил интенсивному росту рынка рабочей силы. Возникшая рабочая сила стала впоследствии основой для пролетариата, возводящего фабрики и заводы.

Освобождение от крепостной зависимости совершенно изменяло уклад жизни на местах, поэтому было сформировано земское и городское самоуправление, которое не удалось искоренить контрреформами. Земства и городское самоуправление являются своеобразными прототипами современных муниципалитетов. Именно в годы реформ с созданием Крестьянского и Дворянских банков начинает активно развиваться банковское дело и система государственного контроля за бюджетом страны. Во второй половине XIX века возникает потребность в усовершенствовании системы образования и просвещения. Большое внимание уделяется качеству школьного, вузовского, а также женского образования. В результате реформ университеты получили возможность развиваться самостоятельно. Это возможность, которую до этого времени они не имели и которая присуща современным тенденциям. Введение суда присяжных и адвокатуры стало шагом, который сблизил Россию с передовыми странами и с современным временем. Правосудие, осуществляемое по сословному признаку, устарело и уже не могло справляться со своими задачами. Теперь, с введением института присяжных заседателей суд поднялся на новый уровень: гласность, состязательность суда, независимость от административных органов власти, равенство всех перед судом. Институт адвокатуры наделил обвиняемых правом на защиту. Что касается военной реформы, то та также оставила свой след в будущем: отменилось телесные наказания, значительно сокращался срок службы, уделялось повышенное внимание физическому воспитанию солдат. Служить в армии стало престижно. Важен и тот факт, что в период реформ и контрреформ начала активно развиваться общественные движения интеллигенции, что позволяет утверждать о том, что народ может, а теперь в современное время имеет право вступать в переговоры и даже споры с правительством. Реформы Александра II провозгласили свободу личности, наделили правами ранее бесправных людей, дали автономию ранее зависимым и подконтрольным учреждениям, способствовали развитию общества и общественной мысли в либеральном и демократическом направлениях. И контрреформы Александра III уже не смогли повернуть в обратном направлении или вовсе свернуть установленный его отцом механизм развития страны.

Заключение

реформаторский крепостной император

Александр II неслучайно имел прозвище «царь-освободитель». Великий реформатор оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - он освободил от вековой зависимости миллионы крепостных крестьян, наделив их гражданскими правами и возможностями, которые до этого момента они не имели. Император не побоялся разрушить феодально-крепостническую систему, которая препятствовала росту капиталистических отношений в России и развитию сфер жизни в целом. Реформа отмены крепостного права незамедлительно повлекла за собой следующие, не менее значимые: земскую и городскую, военную и судебную реформы. Однако практически все преобразования царя-реформатора оказались незавершенными и незаконченными, действие некоторых ограничивалось территорией, другие вовсе не оправдали ожиданий народа. Согласно этому факту, возрастало число недовольных среди наиболее просвещенной части общества-интеллигенции, которая в результате террористического акта свергнет императора, показав тем самым, что власть так и не дала возможности для реализации пропаганды истинных взглядов и идей мирным путем, возможности критиковать правительство, указывая на его недостатки. Существует мнение, что в 1879-1881 годах в России сложилась революционная ситуация: напряжение охватило не только «низы», но и «верхи». Приход к власти консервативного Александра III обозначил новый поворот от либерального реформизма к реакции. В 1887 г. введен циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший прием в гимназии детей прачек, лакеев и т.д. В 1882 г. была усилена цензура в области печати, в 1884 г. университеты получили новый Устав, ликвидировавший их автономию. Политика Александра III поддерживала значительно ослабшее за последние десятилетия дворянское сословие, являвшееся социальной опорой государя. Новый император направил свою деятельность на переоценку предыдущих нововведений, сохранение самодержавия, возврат к дореформенным порядкам. Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой. Отечественный и мировой опыт показывает, что реформы всегда встречают сопротивление определенных слоев общества. И потенциал противодействия (контрреформы) проявляется тем сильнее, чем не удачнее проходят реформы. Интерес к истории реформаторства в России лежит в двух основных плоскостях: условия, необходимые для проведения преобразований, и результаты, достигнутые в ходе их проведения. Таким образом, современное правительство должно понимать, что Россия всегда имела и будет иметь свой собственный, уникальный путь развития, несмотря на идеалы и вечное стремление к передовым западным странам. Благодаря опыту предыдущих преобразований, у современного правительства есть реальная возможность создавать необходимые условия для успешного проведения современных реформ, возможность учитывать и анализировать последствия, масштабы действия проводимых нововведений, а также ресурсы для прогнозирования результатов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

    презентация , добавлен 11.10.2014

    Причины и предпосылки отмены крепостного права в России. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2014

    Знакомство с личностью императора Александра II, его краткая биография. Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века, проводимые в России. Историческое значение отмены крепостного права, значение крестьянской реформы. Земская, судебная и военная реформы.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Личность Александра II. Социально-политическая обстановка в первые годы царствования Александра II. Отмена крепостного права. Значение отмены крепостного права. Земская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Реформы образования и печати.

    реферат , добавлен 25.03.2004

    Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Подготовка и содержание соответствующей реформы, этапы ее внедрения и оценка конечных результатов. Манифест Александра II от 19 февраля 1861 года. Историческое значение исследуемой реформы.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2015

    Историческое и политическое значение реформы 1861 года об отмене крепостного права в России. Понятие и основные положения крестьянской реформы, причины и предпосылки отмены крепостного права. Ответ крестьян на реформу. Нерешённость земельного вопроса.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Необходимость отмены крепостного права. Кризис дореформенной России в социально-экономической, политической и духовной сферах. Подготовка проектов реформы. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Историческое значение отмены крепостного права.

    контрольная работа , добавлен 22.03.2009

    Политический портрет Александра II - императора Всероссийского, сына Николая I. Сущность и значение его реформ в области финансов, образования, печати и цензуры, отмены крепостного права. Покушение на императора и его последствия, окончание царствования.

    презентация , добавлен 05.12.2013

    Предпосылки и подготовка реформы 19 февраля 1864 г. Александр II как реформатор. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Проведение реформы и ее особенности. Повинности временно-обязанных крестьян и выкупная операция. Итоги крестьянской реформы.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2014

    Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности. Принципы его внешней и внутренней политики. Проведение и суть крестьянской реформы 1861 г. Необходимость проведения реформ самоуправления (земской и городской реформ) и их суть.

Реформы, проведенные Александром II в период 1855-1881гг. и по сей день актуальны. Им и его последователями были заложены основы современной государственной системы управления, государственного строя, исполнительной и судебной систем.

Так, например, именно им и его последователями-реформаторами были введены основные принципы гражданского и уголовного судебного следствия и процесса, такие, как: законность, осуществление правосудия только судом, уважения чести и достоинства личности, неприкосновенности личности, охраны прав и свобод человека и гражданина в судопроизводстве, неприкосновенности жилища, презумпции невиновности, состязательности сторон, обеспечения гражданину права на защиту, свободы оценки обстоятельств и иные.

Необходимо отметить, что реформирование Александром II коснулось практически всех сторон общественной жизни российского общества: политической, экономической и социальной. Бурное развитие железнодорожного строительства, сооружения транспортной инфраструктуры способствовали повышению производительности промышленности и образованию новых отраслей производства: химической, текстильной, добывающей, машинотроительной и т.д. Именно в период его правления формируются существующие ныне промышленные центры России и ближнего зарубежья: Донецк, Харьковский и Николаевский районы на Украине, Поволжский и Уральский - в России, Бакинские нефтяные промыслы - на Кавказе и т.д.

Развитие транспорта, вооруженных сил, экономики вывели Российскую империю в период второй половины XIX в. на самый пик своего могущества, когда с ней стали считаться в международной политике и воспринимать как равную себе по статусу международную державу.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными делами, с 1834 г. присутствовал на заседаниях Сената, с 1835 г. - и Синода.

Важнейшей и, возможно, одной из самых сложных реформ при Александре II в России стала отмена крепостного права Положением 19 февраля 1861 г. Именно за это императора прозвали в народе царем-освободителем.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране. Пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 г. Еще в 1856 г. император, принимая представителей дворянства, заявил о своем намерении проведения крестьянской реформы.

В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян. В социальной сфере происходило усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений. Так, например, в 1831-1840 гг. в России произошло 328 крестьянских волнений; в 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; в 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, к которым наше Отечество в своем труде «Теория военного искусства» и отнес идеолог марксистского движения - Ф.Энгельс, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 г. правительством образован секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

Большинство помещиков выступало против реформы. Некоторые помещики соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 1850-х гг. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

К концу августа 1859 г. проект "Положений о крестьянах" был подготовлен. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам немедленно в собственность и бесплатно четверть надела. Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного".

19 февраля "Положения" (17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. По Манифесту крестьяне получили полную личную свободу.

Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом Манифеста 19 февраля 1861 г. крестьянин получал возможность самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия и т.д. Это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало толчок развитию экономики в пореформенной России.

В соответствии с Манифестом от 19 февраля 1861 г. было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее.

Вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам. Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы". В Манифесте от 19 февраля 1861 г. указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет "Выкупными платежами".

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения. Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году их оставалось не более 15%). Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. 2. 2. Буржуазные реформы Александра II.

В соответствии с положениями реформы в стране было освобождено более 22 млн. русских крестьян, а так же установлен новый порядок общественного крестьянского управления.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции возлагались представительный орган городского общества -- думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы -- гласных -- было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе -- от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было больше: в Московской -- 180, Петербургской -- 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления -- управа и городской голова, который являлся председателем исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался вопросы городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей.

В соответствии с положениями Судебной реформы 1864 г. судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и законодательной, что уравновешивало ветви власти во взаимоотношениях друг с другом. Необходимо напомнить, что, заложенные Ж.Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье, Н.Маккиавелли, М.А.Сперанским (в России) правовые и демократические принципы разделения властей так и не были реализованы в российском государстве вплоть до реформ Александра II.Данный факт говорит о демократичности в развитии государства - наибольшем, возможно, чем во многих странах Европы.

Была изменена и система подсудности. Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”.

Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же -- министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов европейской юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Значительным изменениям подверглась и система обороноспособности государства.

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость от социально-экономического положения в стране и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 1850-х -- начале 1860-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 1860-х годов более половины офицеров не имели никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения -- 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота -- 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной -- по структуре, вооружению, образованию. Это сказалось уже на ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

Изменения в системе культуры и образования так же отличались глубиной и масштабом.

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов.

В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий.

В 1863 г. был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

В это время были созданы высшие общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны 3 университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский (1865 г.) и Томский (1880 г.).

В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а также некоторых книг.

Проводилась постепенная отмена исключающих и ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских циркуляров.

Следствием этого явился подъем демократического движения в стране, приведший к революционному террору.

1 марта 1881 г. император Александр II был смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в Петропавловском соборе.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 1860 -- 1870-х гг. позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это -- несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

крестьянский реформа сталин александр

Проигранная Крымская война показала полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I . Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции. Александру II была ясна невозможность для России претендовать на роль ведущей европейской державы и при этом оставаться крепостнической.

В 1856 г.Александр II возглавил особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве».

В1857 г. – ликвидация военных поселений; учреждение Секретного комитета для подготовки крестьянской реформы.

18 февраля 1864г. – «положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы :

    Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп).

    До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и обрабатывал барщину.

    Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику. Эти «отрезки» составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

    взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами».

    Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

Реформа стала результатом компромисса меду помещиками, крестьянами и правительством.

Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

Реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и преобладании дворянства.

Основная цель последующих реформ привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

Развитие системы государственных учреждений .

В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был утвержден Совет министров . Государственный Совет (в 60 – 70 гг. проводил большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором) был заменен Комитетом министров.

В экономической сфере:

1865г. – Министерство путей сообщений (вместо управления путей сообщений и публичных зданий). В составе министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение (для контроля за своевременной выплатой крестьянских кредитов), а также Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

Принципы судебной реформы 1864 г.:

Бессословность суда;

Равенство всех подданных перед законом;

Независимость суда от администрации;

Создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов);

На судебные заседания допускалась публика и представители прессы.

Утверждены и стали законом акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные (для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков; волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей ) и общие (окружные суды и судебные палаты , при которых состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура ).

Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат , в составе которого было создано два кассационных департамента – гражданский и уголовный. В 1872 г. в составе Сената было образовано Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах – высший политический суд России.

Земская реформа 1864 г.

Земства вводились в уездах и губерниях (в 33 из 50 российских губерний), и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Председателем Земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу избирательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала. В земских органах преобладали помещики и дворяне. Земства ведали хозяйственными делами, касающимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.

Значение земской реформы в том, что во-первых с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Реформа городского самоуправления 1870 г.

Создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские думы. Они занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенциям земских учреждений в сельских местностях.

Финансовая реформа 1862 – 1866 гг.

Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля . В 1860 г. был учрежден Государственный банк , который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

Военные преобразования 60-х – 70-х годов .

Военная реформа (начало 1860 – 1861гг., завершение – 1874г.). Ее подготовкой и проведением руководил Д.А.Милютин. Ему удалось изменить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офицерский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию. Главное достижение военной реформы – переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности (мужчины в возрасте до 20 лет подлежали призыву на военную службу – 6 лет для сухопутных войск, 7 лет для флота, военнообязанные имели ряд льгот, срок службы зависел от образования).

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 1863 г. – утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов. Делами университетов руководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников.

1864 г. – принят Устав средней школы, по которому гимназии подразделялись на классические (готовили к поступлению в университет) и реальные (готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения). Школьная реформа 1864 г. демократизировала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1865 г. утверждены «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась предварительная цензура для большей части книги литературных журналов. Вводилась карательная цензура – применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания.

Реформы 60 – 70-х годов XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по- прежнему оставалась самодержавной монархией. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель (несмотря на незавершенность крестьянской реформы). Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной. Процесс реформ был прерван 1 марта 1881 г. в результате убийства Александра II революционерами-народовольцами.

ТЕМА № 2

Россия в начале XX века.

Реформы Александра II (кратко)


Реформы Александра 2 (кратко)

Основная суть всех реформ Александра Второго заключалась в общей перестройке системы управления и общества. Одной из приоритетных реформ историки считают отмену крепостного права, произошедшее в 1861 году. Сама реформа подготавливалась несколько лет и, невзирая на ярое сопротивление буржуазии и дворянства, всё-таки была внедрена.

В итоге крестьянской реформы каждый крестьянин освобождался от крепостной зависимости. Кроме того, вместе с личной свободой он получал совершенно бесплатно небольшой участок земли. На нём он мог строить дом и работать. Также крестьянин имел право приобретения пахотного надела за небольшие деньги – это смогло существенно пополнить государственную казну.

Ещё крестьянин получал некоторые гражданские права. Так, они могли претендовать на переход в иное сословие, открывать промышленные и торговые предприятия, а также совершать куплю и продажу.

Ещё одной очень важной александровской реформой была так называемая печатная реформа. В Российской Империи появляется такое понятие как свобода прессы и гласность (относительная). При этом, газетам было позволено обсуждать разные мероприятия, которые проводило правительство и даже иногда критиковать министров, не затрагивая, конечно же, самого Императора.

Коснулись реформы и судебной системы. Прежний тип суда заменили новым, провозглашающим общий принцип единения для каждого сословия, а также принцип гласности и открытости. Сформировался суд присяжных, позволивший судопроизводству полностью отделиться от реализации исполнительной власти и выносить независимые решения.

Городская и земская реформы сформировали более открытые органы местного самоуправления. В крупных городах появляются суды, а также так называемые местные управы, что значительно упростило процессы управления городами.

Военная реформа Александра Второго предполагала замену петровским рекрутам всеобщей воинской повинностью. Данное изменение позволило сформировать более обширную армию, которую можно собрать в самый короткий срок при первой опасности. Кроме того, существенно вырос и уровень военного образования. Строились новые академии и училища.

Вместе с возведением и развитием военных учреждений начали появляться и учебные заведения иного рода. Благодаря просветительной реформе уровень образованности русского народа начал стремительно расти.

Лучшие статьи по теме