Медицинский сайт
  • Главная
  • Контрацепция
  • Культура и верования древних славян. Презентация: Происхождение и культура древних славян Древнеславянская культура презентация

Культура и верования древних славян. Презентация: Происхождение и культура древних славян Древнеславянская культура презентация


Понятие мифологии Мифология это одна первых форм сознания, которое выражало отношение народов к миру. Миф (от древнегреческого mythos) в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология это собрание преданий. Мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.


Понятие язычества Со временем на основе мифологии формировались и религиозные представления народов. Чаще всего первые религии были политеистическими, т.е. народы поклонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (или язычеством).


Главная тема славянских мифов Мифология отражала отношения людей с природой, поскольку для древнего человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной. Поэтому основным свойством язычества можно считать обожествление природы, когда божествами признавались различные природные объекты солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.










Макошь Русские люди звали её нежно Мать –сыра -земля, потому что земля и есть мать всему живому. Волосы её шёлковая трава. Груди – горы высокие. Руки – деревья ветвистые. А тело – сама тёплая земля, пронизанная жилами ручьёв и речек с живой водой. Мать – сыра земля дарит людям богатый урожай, она богиня всех благ жизненных и изобилия. Недаром в руке своей держит она турий рог изобилия, из которого рассыпает цветы и плоды.




Лада При вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой богине. Ладу поминают ещё и в неделю Троицына дня, когда завивали венки и по ним девушки гадали о суженом. А сильна-дробна пчела На полёт вылетела, Ай, дидо, ой, ладо! На полёт вылетела, На лугах садилася, Разные цветы-травы рвала, Она себе венок вила На свою головушку, На свою весёлую, Ай, дидо, ой, ладо!








Перун Июнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле, пошли в колос рожь и пшеница. Теперь поля жаждут воды. Тем временем разгорается в небе грозовое пламя. Вскипела под палицей Перуна дождевая вода. Купает её в ливнях бог – громовик небо и землю, даруя полям животворную влагу.




Купало Появление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за руки, скачут через огонь, а девицы с венками на головах водят хороводы, купаются в утренней росе и поют- славят бога Купало: Купало, Купало! Где ты зимовало? «Летовало во лесе, Зимовало в велесе!»




Выводы: 1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл крестьянина – общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьба, похороны и т.д. 2. Объектом поклонения становились силы природы дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая. 3. Важнейшим смыслом существования древних славян являлся поиск гармоничного существования в природе и с природой. 4. Список изученной литературы прилагается (см. следующий слайд).


Литература 1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эксмо, Перевезенцев С.В.Славянская мифология. – slovo.ru/history/35236.php?ELEMENT_ID= Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. – М.: Стрекоза,



Слайд 1

Язычество Древней Руси

Слайд 2

Основные верования славян
Культ "упырей» и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц (Лада)". 3. Погребальные культы 4. Культ Перуна и других главных богов славянского пантеона

Слайд 3


Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена Земля – срединный мир. Верхняя часть «желтка» – наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона – Нижний Мир или Мир Мёртвых. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю.

Слайд 4

Языческие представление о мире
Мировое дерево (Дуб) –языческое представление об устройстве мира. Корни – преисподняя, некоторое подобие Ада, у корней обитает всякая нечисть и «нечистые» животные –змеи и др. Ствол - это мир людей, Землей, в стволе строят свои ульи пчелы, приносящие мед; крона – с небом, богами, здесь дом соловья. Мировое древо является центром мироздания, соединяет небесное и земное. По Мировому древу можно взобраться на любое из девяти небес, которые окружают Землю. На каждом из небес живут свои обитатели: Солнце и звезды; Месяц; тучи и ветры; Заря; хляби небесные; прародители птиц и зверей и др. На седьмом небе располагается и славянский рай – «Ирий», или «остров Буян».

Слайд 5

Символические изображения устройства мира
http://www.pagan.ru/slowar/m/mirowoederewo0.php
Символическое изображение Мирового дерева
Символическое изображение Макошь-богини плодородия в форме Мирового дерева

Слайд 6

Мотивы мирового дерева в декоративно-прикладном искусстве

Слайд 7

Древнейший языческий культ Богини-Матери
Изображение богини плодородия Макоши (в середине) и двух рожанец Лады и Лели (дочери Лады) на русской вышивки

Слайд 8

Слайд 9

Богиня Макошь - это сама Земля, это Мать всего живого. Она определяет судьбу каждого, прядя вместе с Долей и Недолей нити наших жизней. Оберег Макошь способен повлиять на ход работы Богини и ее помощниц - главное вести праведный образ жизни. Если вы боретесь за счастье, не опуская рук, если вы сильны духом - оберег Макошь аккумулирует вашу энергию, усилив ее в несколько раз. Если вы стремитесь достичь чего-то в этой жизни, Макошь обязательно пришлет к вам Сречу - богиню счастья и удачи.

Слайд 10

Культ оберегов у восточных славян
Славяне-язычники взаимодействовали с миром на символическом языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище. Обереги защищали от нави – злых духов (упырей), и вызывали благос богов.
Узоры – Макошь и рожонецы
Конь - символ счастья и благополучия

Слайд 11

Символика языческих оберегов
Солнечные небесные (громовики) символы
Символы Земли – засеянное поле, урожай
Символы воды –(волнистые линии или каплеобразные)

Слайд 12

Языческие обереги сохранились в народной традиции и в период христианства
Кокошник
Височные кольца
Ожерелье
Подвески к головному убору
Украшения с символами плодородия

Слайд 13

Языческие обереги -амулеты
Амулеты вешались на груди, иногда в виде целого комплекта украшений Ложка - символ сытости, благосостояния и довольства. Ключ - символ богатства и сохранности. Челюсть или зуб хищника служили для ограждения от зла, для привлечения удачи на охоте, увеличения силы и мастерства. Уточка, являлась символом продолжения Рода, счастливой семьи. Бубенчики, своим звоном отгоняли злых духов; Костяные ножи, служившие защитой от злых духов. Конь - символ добра и счастья.

Слайд 14

Грифоны и семарглы
Грифон популярный - символизирует господство над двумя сферами мира: землёй (лев) и воздухом (орёл). Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. Он охраняет Ирийский сад (славянский Рай).
Семаргл – крылатый волк, также как грифон охраняет границы миров, защищает от зла

Слайд 15

Погребальные культы славян
В древности у славян было одновременно два обряда захоронения –и трупоположение. В обоих обрядах с умершим ложили набор разнообразной посуды, украшений, оружия и т.д. Во всех случаях над могилой сооружались домовины – место культа данного предка, а кладбище – городом мертвых. Весной и осень проходили дни поминовения умерших «навьины дни» В более поздние времена начала распада родовой общины над домовинами появляются курганы. Русы в курганах вместо домовины использовали лодки или ладьи, на которых по поверием славян умершие должны отправиться в путь в царство предков.

Слайд 16

Домовины в погребальном культе

Слайд 17

Курганы как вид захоронений
Сохранившиеся до наших дней курганы в Старой Ладоге
Создание курганов

Слайд 18

Погребальный культ
Тризна - часть погребального обряда у древних славян до и после похорон Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами. Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих. Тризна включала в себя обряд омовения покойника, обряжания (одевания в лучшие одежды, украшения), отпевания плачами После сожжения следовал поминальный пир (поминки), который происходил в первый день похорон, затем на третий день, на девятый день, на сороковой день и ровно через год после сожжения. Считалось, что бессмертная душа покойного, путешествуя по загробному миру, может возвращаться в мир живых и встретиться с ними только в эти установленные дни.

Слайд 19

Наши предки делили всех богов на светлых и темных, поэтому у них было два пантеона богов: Ясуни или ясунаи - светлые боги Дасуни - темные боги Боги славян по легенде происходят от Рода -верховного бога, который находился в яйце и когда оно раскололось, то он вышел наружу и стал творить мир. Когда он понял, что не успевает все делать сам,то он сотворил Сварога - небесного бога кузнеца, котоырй сварганил (сковал) всю нашу вселенную. Род - это одна из ипостасей верховного единого творца, который ни является ни мужским, ни женским божеством.

Слайд 20

Пантеон богов
СЕМАРГЛ - широком смысле - символ "вооружённого добра". Часто изображался как крылатый волк. Посредник между верховным божеством неба и землёй. ХОРС - божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков. ВЕЛЕС – скотий бог, хранитель стад, смешанный впоследствии с христианским св. Власием, был первоначально солнечным богом

Слайд 21

СТРИБОГ - (Стрый, Ветрыла) – один из верховных богов в древнеславянской культуре. Был рожден подобно Семарглу из искр, что вспыхивали, когда Сварог бил молотом о предвечный камень Алатырь. По другой версии Стрибог появился из дыхания Рода. Брат Семаргла и Дажьбога. ДАЖДЬ-БОГ - солярный бог древних славян, покровитель летнего солнца и плодородия. Во многих письменных источниках христианизированной Руси сохранились упоминания о Даждьбоге, как о прародителе всего славянского рода («Ипатьевская летопись», «Слово о Полку Игореве»). Более древние источники говорят о том, что Даждьбог являлся отцом Ария, бога, давшего начала белой расе славян. МАКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре "Земле-матери" и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".
Пантеон богов

Слайд 22

Пантеон богов
Перун - глава княжеского пантеона (реформа князя Владимира), русский Зевс – громовержец, выдвинулся на перво еместо в ходе становления государственности. Покровитель воинов, оружия, войны. После принятия христианства уподоблен пр. Илье. Изображался в виде фаллического идола с символом Неба - Грома

Слайд 23

предки считали Стрибога богом ветра, иногда называя его Рассеивателем богатства (по причине крутого нрава). Стрибог фактически являлся безраздельным правителем воздушного пространства. Ему подчинялись все птицы и эфирные духи-ветра.

Слайд 24

Некоторые исследователи полагают, что этимология имени Стрибога восходит к древнеславянскому корню «стрег», что значит «дядя по отцу». Исходя из данного утверждения, а также из того факта, что Стрибог очень часто упоминается вместе с Дажьбогом, можно предположить, что на самом деле главное солярное божество древних славян является не братом Стрибога, а его племянником. Исследователь утверждал, что имя Стрибог – производное от индоевропейского «dievas-pater», что в переводе означает «небо-отец». Лингвист Олег Трубачев со своей стороны предлагает теорию, сущность которой заключается в том, что теоним Стрибог имеет в основе праславянское слово «sterti», что значит «распространяться». Эти версии явно не противоречит известным данным о функциональном наборе данного бога.

Слайд 25

Триглав
Языческая троица (позднее язычество) – Сварог (творец), Перун (Держатель), Святовит (хранитель света). Некоторые исследователи считают, что Триглав правитель триединого царства- явь –реальность, навь – потусторонний мир (мертвых) и правь – высший мир, законов управляющих явью.
Символическое изображение Тригава
Изображение Триглава в Древнерусском искусстве

Слайд 26

Слайд 27

Если имя Род нам вполне понятно, то имя Сварог стоит расшифровать. Сварог - это часть самого Рода, и ещё это - энергия. Но какая? Давайте вдумаемся в само имя: Сварог. Как мы заметили, оно состоит из двух слов: первое - «свар» - от слова варить, свариваться, но понятие сваривать у древних означало ещё и собирать, скручивать, например, сварная булатная сталь, которую делали из скрученных воедино тонких стальных проволок; второе слово - «ог» - несомненно, означает огонь. А теперь соберём смысл этих слов: скручивающийся огонь, энергия скручивания или крутящийся микромир космической плазмы. Как видим, в имени бога Свapoгa ничего мистического нет, его имя говорит само за себя.


Культура – это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей 1. Культура восточного славянства – традиции язычества; 2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии; 3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.


Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими ________. Славянскую азбуку создали византийские монахи ________ и _________. Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Первыми литературными произведениями были __________. Древнейшая дошедшая до нас ___________________ была создана около _______ года монахом Киево-Печерского монастыря ___________. Он был одним из первых создателей ___________ - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Еще до _________ жил другой крупный литератор Древней Руси - ___________.Наиболее известным его произведением является «__________________».






Характерные черты русского деревянного зодчества. 1. Многоярусность строений. 2. Наличие разнообразных пристроек. 3. Увенчание построек теремами и башенками. 4. Художественная резьба по дереву. Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества.


Софийский собор в Киеве заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13- главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Софийский собор в Новгороде построен в гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. Задание. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры. Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.


СКАЗКИ ЗАГАДКИ ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ ПЕСНИ БЫЛИНЫ Задание. Вспомните имена былинных героев, богатырей. Святогор, Волх, Михайло Потык Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович Микула Селянинович (ратай-пахарь), Садко (купец) Своеобразие русских былин 1)Основная идея былин – защита русской земли от врагов. 2)Освобождение своей земли. 3)Отсутствует тема борьбы за славу и богатство.




1.ПортыА)Узкие и длинные куски ткани, которыми оборачивали ноги. 2.ЗипунБ)Неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки 3.КожухВ) Застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными рукавами 4.ОнучиГ) Украшение на женскую голову из твердого металла, обтянутое дорогой тканью и украшенное жемчугом 5.ЕпанчД)Домотканая шерстяная юбка 6.КокошникЕ)Простая шуба 7.ПонёваЖ)Широкий плащ без рукавов, украшенный мехом, драгоценными камнями.


Проверь себя 1. Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет» 1. Иордан 2. Илларион 3. Феодосий Печерский 4. Нестор 2. Что относится к жанру героического эпоса? 1. Летописи 2. Сказки 3. Пословицы и поговорки 4. Былины 3. Как называлась славянская азбука? 1. Кириллица 2. Скоропись 3. Латиница 4. Буквица 4. Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура? 1. Итальянским 2. Византийским 3. Хазарским 4. Арабским 5. Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси? А) Фреска Б) Мозаика В) Романская базилика Г) Скань Д) Витраж Е) Крестово-купольный храм 1) АБЕ 2) АВГ 3) БГД 4) ВДЕ Ответы: 1) 4, 2) 4, 3) 1, 4) 2, 5) 1

1 слайд

2 слайд

Этногенез славян Этногене з славя н - процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён.В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Славяне как сформировавшийся народ впервые были зафиксированы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Самые ранние письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I-II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой.

3 слайд

4 слайд

Древнеславянские народы Восточные славяне Поляне; северяне; дреговичи; полочане; радимичи; вятичи ильменские словене; бужане,или дулебы (с Х в. - волыняне); белые хорваты; уличи и тиверцы Западные славяне кашубы лужичане (сорбы) поляки словаки чехи вятичи радимичи кривичи древане лютичи (военно-племенной союз) ратари словинцы смолинцы, лужичане лужицкие сербы (военно-племенной союз) Южные славяне болгары македонцы сербычерногорцы горанцы хорваты боснийцы (бошняки) словенцы

5 слайд

Древнеславянские боги Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец, соотносимый с Гефестом орфической традиции и с ригведовским Тваштаром.

6 слайд

Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные иноевропейцы (арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных роходов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.

7 слайд

Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть","великий". Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").

8 слайд

Чернобог Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель Чернобог. Велика власть Черного бога, стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог, воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и цикличность света и тьмы.

9 слайд

Быт древних славян Потрясения, связанные с Великим переселением народов, начавшимся с гуннского вторжения во времена Германариха и Божа, отрицательно сказались на развитии материальной культуры славян, даже больше чем на германской или римской провинциальной. Так, в приписываемой славянам пражско-корчакской культуре практически полностью исчезает и уступает место лепной изготовленная на гончарном круге посуда (составляет от 1 до 15 % находок), бывшая характерной для предшествующих ей пшеворской и черняховской культур, предположительно также отчасти славянских. Однако если родиной праславян считать не явно германскую пшеворскую и смешанную германско-сарматско-провинциально-римскую черняховскую культуру (готское государство Ойюм), а киевскую культуру (к северу от черняховской), а до неё, в 1-м тысячелетии до н. э. - вероятно, милоградскую, юхновскую и другие культуры (по видимому, с влиянием зарубинецкой), то никакого упадка и резкого изменения образа жизни, уровня технического развития и т. д. в пражско-корчаскской и пеньковской культурах не наблюдается. Основой экономики было земледелие, среди возделываемых культур в разных регионах преобладала пшеница либо просо, выращивались также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным занятием славян было разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, кур и уток. Населённые пункты были преимущественно не укреплённые, состоящие из 8-20 домов (до 92), в ряде регионов они располагались гнёздами на расстоянии 300−400 м. Гнёзда находились на удалении в несколько км. друг от друга. Жилища - полуземлянки, площадью 8-20 м², углублёные в землю на 0,5−1 м, с досчатым или обмазанным глиной полом. Стены - либо срубы, либо столбовые конструкции. Крыши двускатные с деревянным каркасом, крытым соломой. Неотъемлимой частью дома был очаг на западе славянских земель и печь на востоке. На севере, в области распространения славянской суковско-дзедзинской культуры, преобладали срубные полностью надземные постройки.

10 слайд

Социальный строй древних славян Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные «Повестью временных лет». Это были патриархальные нравы, с «утренними дарами» за невесту и ритуальными убийствами жен на могиле мужа. Другие племена практиковали полигамный брак с пережитками матриархата. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер.

11 слайд

Ранние направления экспансии В V веке на юге своего ареала пшеворская культура сменяется пражско-корчакской, которая вначале ограничивалась верховьями Одера, Вислы и Днестра. Другая славянская археологическая культура - суковско-дзедзинская - занимала среднее течение Одера. С VI века появляется и третья - пеньковская культура - от среднего течения Днестра до среднего течения Днепра и даже Северского Донца. В. В. Седов приписывает её антам, но надо заметить, что многие исследователи не считают её славянской. В VI веке пражско-корчакская культура продвигается на правобережье среднего Днепра. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В 530-х годах славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 лангобардов из Моравии в Италию. Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения - носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской (антской) культур - проникают в VI веке в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.

PAGE_BREAK--

Культура славянской древности

Существует убеждение, что тексты древних священных славянских песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось - Велесову книгу , предположительно написанную новгородскими жрецами не позже IXв., считают подделкой. До сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов. И тем не менее древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских, иранских или библейских. Причина тому - особый путь развития славянской культуры.

Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский фольклор - это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.

Мир славянского фольклора красочен и объемен. Фольклорно-этнографический интерес к русскому народу пробудился в XVIIIв. Тогда появляется серия записей, сборников и книг, среди которых выделяются сборники Кирши Данилова и словарь М. Д. Чулкова «Абевега русских суеверий». Сокровища усгной культуры - народные песни, сказки, былины, духовные стихи - начинают интенсивно собираться и записываться только в первой половине XIXв. К. середине этого века изучение народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось столь глубоким, что А.Н. Афанасьев (1826-1871) смог осуществить публикацию сначала сборника «Народных русских сказок» (1855-1864), 1 затем обобщающего труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). В 1860-1874 гг. выходила в свет десятитомная публикация «Песен, собранных Кириевским», посмертный итог выдающейся деятельности русского археографа и фольклориста П.И. Кириевского (1808-1856), собравшего и обработавшего тысячи текстов мифических и исторических песен, былин, сказок. Подвижническую работу в этом направлении проводили этнограф П.И. Якушкин (1822-1872), поэт Н.М. Языков (1803-1847), идеолог славянофилов А. С. Хомяков (1804-1860).

Во второй половине XIX-XXвв. последовательно складываются целые школы русской фольклористики и мифологии как науки.

Велесова книга
История книги
В настоящее время проделана большая работа по реставрации славянских антропотеокосмогонических мифов на базе фольклора и текстов дощечек Велесовой книги. История книги, посвященной богу богатства и мудрости древних славян Велесу, или Волосу, загадочна и трагична. В 1919 г., во время Гражданской войны, она была найдена офицером белой армии Ф.А. Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук близ Харькова в имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в руки писателя Ю.П. Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшифровывал древние записи, скопировав около 75% текста. В 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, в том числе и подлинник Велесовой книги. Остались лишь записи Ю. П. Миролюбова и фотография одной дощечки.

Велесова книга

О происхождении славян

Велесова книга - памятник сложный и объемный. Подделать его так же трудно, как невозможно заново создать ригведу, Авесту или Библию. Велесова книга разрешает древний спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, - исход индоевропейских племен из Семиречья, области, которая локализуется близ озера Балхаш и сегодня носит такое же название из-за семи рек, впадающих в него. По данным археологии, миграция индоевропейских племен из Средней Азии происходила в последней трети IIтыс. до н. э. и разворачивалась на обширнейшей территории от Балкан (эллины-дорийцы) до Енисея и Северного Китая (массагеты и саки). Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца IIтыс. до н. э. - конца Iтыс. н. э.

Триглав богов

Начинается Велесова книга призывом склониться перед Триглавом богов: Сварогом, Перуном и Свентовитом . Эта славянская архаическая Троица родственна индуистской ведической Тримурти, в которую древние арии включали Варуну - небесного бога (у славян Сварог), Индру-громовержца (аналог Перуна) и Шиву - бога разрушителя Вселенной (славянский Волос, Белее). Различные жреческие школы древних славян неодинаково понимали тайну Троицы. В К и е в е в нее включали Сварога, Дажьбога и Стрибога . Вместе с ними наиболее почитаемыми были бог огня Семаргл , посредник между людьми и небесными богами, представавший в облике священного сокола Рарога и победивший в первой битве светлых и темных сил Черного Змея; бог богатства и скота Велес , проводник в загробный мир и его царь, разрушитель Вселенной и одновременно символ мудрости, сын небесной коровы Земун , соперник Перуна в свадебном мифе, низверженный на землю с небесного свода; мать счастливого жребия, богиня судьбы и водной стихии Макошь , которая вместе с помощницами Долей и Недолей прядет нити человеческой судьбы, подобно античным мойрам; сестры богини жизни и смерти Жива и Марена (Мармара).

ВНовгороде Триглав понимали иначе. Первоначально в него входили Сварог , Перун и Белее . Следы такого понимания сохранились в Велесовой книге под именами Дид - Дуб - Сноп . Позже Белее был заменен Свентовитом . Небесным отцом, дедом богов новгородцы считали только Сварога, который ожидает людей в небесном рае Ирии, или Сварге-Ясуни. Он родник всему Роду, мужская половина, ипостась Рода. Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род - бог неба, грозы, плодородия. Род-повелитель всего живого. Родом древние славяне называли всю Вселенную, но также понимали его как домашнего пращура, бога-предка, прародителя. Как личность Род выступал редко, поэтому славили не его, а мужское воплощение Рода - Сварога. Он предстает творцом Вселенной, достает из Океана Землю. Как небесный кузнец, ударяя молотом по «бел горюч камню», рождает Семаргла (бога огня) и создает первых людей, учит их кузнечному ремеслу, дает им законы. Женская ипостась Рода и супруга Сварога матерь богов Лада . Она же - Рожаница, матерь-Родиха, помогающая при родах. Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. К богине обращались с мольбами. Имя ее повторялось в припевах песен - «Ой, Ладо!»

Продолжение
--PAGE_BREAK--Материнский культ
Почитание женских предков связано с широким распространением материнских культов . От Франции и до Байкала повсеместно встречаются каменные фигурки женских богов, рожаниц с ярко выраженными чертами пола, получивших название палеолитических венер и служивших атрибутами магии плодородия. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов, сохраняя при этом всю тяжесть архаической смысловой нагрузки и символики. Вместе с тем они приобретают некую единую функцию - становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек (Хозяйка Медной горы в сказеБажова), бабушек, матерей (например, Мать Индии или Матерь Сва, птица покровительница Руси, инкарнация Великой Матери). Женские культы, в какой бы модификации они ни встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: либо они олицетворяют мир любви небесной (Иштар, Астарта, Афродита, Венера, славянская Леля), либо - земной (Гея, Юнона, славянская Мать Сыра Земля).

Космогонические представления древних славян
Сварог
Архаическая философия древних народов, уровень их духовной зрелости наиболее полно реконструируется по космогоническим мифам главных священных книг. С именем Сварога связан древний космогонический миф славян, открывающий текст «Русских Вед»:

До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник Вселенной, Отец Богов.

Был вначале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил Любовь - Ладу-матушку.

Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился.

И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан - море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.

Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилася...

Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец богов, Род и Мать богов, Род - рожден собой и родится вновь.

Род - все боги и вся поднебесная, Род - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтоб он мир осматривал во все стороны… Вот Сварог по небу похаживает и свои владенья оглядывает. Видит - Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается… Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.

Где же мать-Земля? - опечалился.

Тут заметил он - точка малая в Океане-море чернеется. То не точка в море чернеется, это уточка серая плавает, пеной серою порожденная.

Ты не знаешь ли, где Земля лежит? - стал пытать Сварог серу уточку.

Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в Океане схоронена...

По велению Рода небесного, по хотенью-желанью Сварожьему Землю
ты добудь из глубин морских!

Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и три года в пучине скрывалась. Как срок кончился - поднялась со дна. В клюве горсть земли принесла она. Взял Сварог горсть земли, стал в ладонях мять.

Обогрей-ка, Красно Солнышко, освети-ка, Месяц светлый, вы же, ветры
буйные, - дуйте! Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку, мать-корми­лицу. Помоги нам, Род! Лада, помоги!

Землю мнет Сварог - греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Крас­ное - Мать Земля запеклась сверху корочкой, остудил же ее Месяц светлый.

Так Сварог сотворил Землю-матушку. Три подземных свода он в ней учре­дил - три подземных, пекельных царства.

А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного - змея дивного, многосильного. Тяжела его доля - держать ему годы и века Землю-матушку.

Так была рождена Мать Сыра Земля. Так на Змее она упокоилась.

Если Юша-Змей пошевелится - Мать Сыра Земля поворотится.

Духовное родство

культур славян и индоариев

В священных книгах древних народов космогонические мифы всегда тесно переплетены с преданиями о происхождении богов (теогонией) и людей (антропогонией) , мир которых вторичен по отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ними взаимодействует. 129-й гимн 10-й мандалы Ригведы наглядно демонстрирует общность космогонических представлений славян и индоариев, духовное родство двух ведических культур древности:

Не было тогда ни несуществующего, ни сущего… Не было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; никакого признака, разделявшего ночь и день. Это единое бездыханное дышало лишь собственной своей сущностью. Помимо него не было ничего вообще. Была тьма: скрытая сперва в тьме, всё это было бесформенным хаосом. Все, что существовало тогда, было пустым и бесформенным. Великой силой тепла рождено было это единое. Затем возникло вначале желание - первичное семя и зародыш духа… Кто знает воистину и кто может здесь сказать, когда это родилось и когда свершился этот акт творения? Боги появились позже сотворения этого мира. Кто же тогда знает, когда появился мир? Он первоисточник всего созданного, все равно, создал ли он все это сам, или же нет. Тот, чье око надзирает за этим миром с высоты неба, он воистину знает это, а может быть, он и не знает.

Единым священным праисточником, существовавшей некогда общей духовной колыбелью, вероятно, обусловливается сходство представлений в славянской и индийской ведической культурах о первичном антропоморфном существе, носителе высшего жизненного принципа - любви или тепла - тапаса, и первичном зерне, золотом зародыше (хиранья гарпх), прорастающем в ходе становления человечества, - силе желания.

Так, силой Любви в славянской мифологии было рождено Солнце, вышедшее из лица Рода, Месяц светлый - из груди Его, Звезды частые - из очей Его, Зори ясные - из бровей Его, Ночи темные - из дум Его, Ветры буйные из дыханья Его, Дождь, Снег, Град - от слез Его, Гром и Молния - от голоса Его. В индийском источнике Упанишадах такое первичное антропоморфное существо Пуруше («purusa», дословно с санскр. человек, мужчина), хранитель миров был извлечен из вод Атманом, тем, кто был поистине вначале одним, и кто придал Пуруше внешний облик.

Перун и Свентовит

Сын Сварога Перун, второе лицо славянской Троицы-Триглава, бог войны и грозы, оживлял явленное, следил за миропорядком, вращая солнечное золотое колесо. Культ победителя зверя-Скипера, царя Пекла, Морского царя и Велеса поддерживался высшими слоями патриархального славянского общества, князьями и дружинниками, особенно в эпохи противостояния миру кочевых племен. После христианизации Руси культ Перуна был замещен Ильей-Пророком, а в фольклорной традиции - Ильей Муромцем и Егорием Храбрым.

Третья ипостась новгородского Триглава-Свентовит первоначально был богом света у западных славян. Его четырехглавый идол стоял в Арконе, главном святилище балтийских славян на острове Руян в Балтийском море. Вера в него была принесена в Новгород переселенцами из западных земель - ободритами и руянами. Велесова книга говорит о великой тайне триединства Сварога - Перуна - Свентовита, сила которого пронизывала все уровни жизни, множила миры богов и людей властию любви. Священное знание древних славян обладало, таким образом, чертами монотеизма , но при этом непротиворечиво сочетало его с первобытными формами религии: тотемизмом, фетишизмом, анимизмом и магией.

Таким образом, и для мировоззрения индоевропейских народов, и для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмиз, т. е. нерасчленность сфер человеческого, божественного и природного, отсвечивающих друг в друге. Это то, что Гераклит заложил в понятие «сферос» как мира, никем не созданного, «вечно живого огня, мерно загорающегося и мерно потухающего, на который обмениваются все вещи, выплавленные из него как слитки из золотого песка».

Признаки культа предков, получившего название манизм , наиболее зримо представляются в факте возведения родословной славян к праотцам, родственникам богов, обучившим людей основным ремеслам, и прежде всего умению обращаться с железом. Знание выступает как мгновенное проникновение в бытие сущего, осуществляемое с помощью магических операций, и с целью упорядочения из хаоса пространства обитания древнего человека. Жертвоприношения обожествлявшимся силам природы, во главе которых выступало Солнце, входили в практику магии жизни, не расчленявшую слово и дело и служившую целям победы человека над небытием, над смертью.

Обряды и обычаи древних славян
продолжение
--PAGE_BREAK--Связь обычаев с природными силами
Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природы наиболее зримо запечатлена в представлениях славян о круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря, празднование, получившее у славян греко-римское название «коляды » (calendae- первый день нового месяца). Полную победу нового громовника над зимой - «смертью» в день весеннего равноденствия справляли обрядом похорон Марены . Сюда же относится обычай ходить с маем (символом весны), маленькой елкой, разукрашенной лентами, бумагой, яйцами. Божество солнца, провожаемого на зиму, получило название Купалы , а также Ярилы и Костромы . В одном из старинных памятников XVIIв. он описывался следующим образом:

Вечером накануне Иванова дня собираются вместе молодцы и девушки и плетут венки из разных цветов, надевая их на голову или привешивая у пояса. Они зажигают костер и, взявшись за руки, пляшут кругом него и поют песни, в которых часто упоминают Куполу, Потом они перепрыгивают через огонь.

Сожжение или потопление в реке соломенного чучела или другого изображения Купалы напоминает о связи праздника с солнечным божеством.

Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, хороводов и зеленых березок «семика», «русальной недели» и других сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так, в несколько мрачный Ильин день русские крестьяне еще в XIXв. закалывали выкормленного всем, селом быка в честь повелителя Молний, воспреемника древнего Перуна.

Большие глубокие сосуды в Древней Руси именовали чарами и использовали для новогоднего гаданья об урожае (чародейство ). На них часто изображали 12 разных рисунков, составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев. В селе Лепесовке на Волыни было обнаружено древнее святилище так называемой Черняховской культуры II-IVвв. Алтарь святилища был сложен из осколков больших глиняных чаш. По венчику одной из них шел орнамент из 12 прямоугольных рамок с разными рисунками. Среди них три косых креста, обозначавших три срока главных солнечных праздников: 25 декабря, 25 марта и 24 июня. На трех других рисунках изображались рало, колосья и плетенки льна, что сопоставимо с месяцами: апрелем - пахота ралом, августом - уборка урожая и октябрем - трепка льна. Лепесовская чара - типичный ритуальный сосуд древних славян, предназначенный для новогодних гаданий. Найдены и идентифицированы также сосуды, использовавшиеся для обрядов сева-жатвы, весенне-летних водных обрядов, проводившихся в священных рощах, у родников и связанных с богиней-девой, покровительницей плодородия.
Двоеверие: язычество и христианство
К моменту принятия христианства славянская религия не успела еще выработать строгих форм культа. Жрецы еще не выделились в особое сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о сношениях с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы. Место жертвоприношения, капище , не превратилось в храм даже и тогда, когда на этом месте стали ставить капь-идола, изображающего богов (капь-капище). При воцарении в Киеве Владимира Iим была произведена в 980 г. своего рода языческая реформа. Стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши. Владимир установил будто бы даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер.

Культ главного бога дружинной знати был введен в Новгороде Добрыней. Вокруг идола Перуна там горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне сохранялась у местного населения вплоть до XVIIв.

К концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента сильно усложнились погребальные обряды славян . Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. По свидетельству арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, совершившего поездку в Волжскую Болгарию в качестве посла багдадского халифа, он наблюдал русские похороны и описал ритуальное убийство на могиле богатого руса его жены.

Огромный курган высотою с четырехэтажный дом («Черная Могила» в Чернигове) подтверждает это. Здесь, по преданию, был похоронен черниговский князь. В процессе раскопок в кургане были найдены золотые византийские монеты, оружие, женские украшения, турьи рога, окованные серебром, с чеканными узорами

Былинного сюжета -смерти Кощея Бессмертного в черниговских лесах.

С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами , сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Именно таковы уборы древнерусских княгинь времен двоеверия (язычества и христианства) и изображения на фасадах русских изб, сохранившиеся на Севере до настоящего времени.

Головной убор княгини символизировал небо и увенчивался диадемой с изображением главнейших небесных сил, в центре находился Дажьбог или Христос (в зависимости от того, языческим или христианским был весь убор). Чело княгини украшали височные кольца , означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи - рясны , символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. К ряснам привешивались колты (подвески) с изображением русалок, крылатых вил, орошающих поля. Эти колты находились на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиеся ростки. На женских браслетах, как правило, были представлены картины русалий (весенних праздников в честь богинь - подательниц дождя). Наконец, на шею надевалась длинная цепь с двумя головами Ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Так в женском костюме была отражена вся картина миросоздания - небо, земля и подземный мир.

На фасаде русской избы изображались небеса и ход солнца. Небо представлялось двухслойным, состоящим из «тверди» и «хлябей», т. е. неиссякаемых запасов воды. Хляби изображались волнистыми линиями. На тверди, располагающейся ниже хлябей, было показано положение солнца в трех позициях - утром, в полдень и вечером; чтобы подчеркнуть, что оно движется ниже хлябей, изображения светила помещали на деревянных «полотенцах», спускавшихся с крыши. Особенно богато украшалось узором центральное «полотенце», символизировавшее полдень, - там ярко светящее солнце изображалось несколько раз, либо знак солнца (круг, разделенный на восемь секторов) дублировался коньком крыши, означавшим Солнце-коня. На центральном «полотенце» часто помещали и громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) - символ Рода или Перуна, оберегавший дом от попадания в него молнии.

Сведения об обычаях славянских племен дошли до нас из сочинений римских, византийских и арабских авторов Iтыс. н. э. Так, интересные сведения о военном искусстве славян сообщает византийский трактат «Стратегикон», написанный на рубеже VI-VIIвв. н. э.:


Опытны они и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Первые оригинальные сочинения восточных славян относятся к концу XIв. и в них строй жизни предков описывается сквозь призму христианского мировосприятия с резко негативными оценками. Вот как «Повесть временных лет» описывает законы, предания и нравы разных племен:

Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну… мертвеца сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие законы.

Письменность древних славян
продолжение
--PAGE_BREAK--

Лучшие статьи по теме