Медицинский сайт
  • Главная
  • Простата
  • Бытовое рабство объявления. Психология рабства – рабы не мы. Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему

Бытовое рабство объявления. Психология рабства – рабы не мы. Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему

Напросился в бытовое рабство к Р.(и Г.) с утра до вечера. Бегал в магазин два раза, подметал, убирал вещи, пылесосил, приносил чай, уносил кружки, вытирал письку Р., после того как она пописает и смывал за нее, лизал лапы, тискал, приклеивал клейкую бумагу на подоконники, мыл и вылизывал тарелки, служил спинкой кресла и т.д.

После двух десятков разных поручений, попал в такое положение, когда:
1. Уже не хочется выполнять поручения, не интересны, нет спортивного интереса, хочется отдохнуть.
2. Нет ж заботиться, потому что нет инициативы от меня. Она невозможна, я же раб.
3. Не хочется ПО, становится безразлично ПО девочки. Раб и не может его получить, что бы и как бы хорошо он ни делал.

То есть пропадают все возможные привычные мотивации для действий. И вот в таком положении, становится легко испытать желание делать приятно Р., желание чтобы она испытывала удовольствие от ласк, от полиза лап, от комфорта, от высвободившегося времени и от спавшего НФ. Прямое желание, желание просто так, без какой либо иной цели. Не для получения ПО или ответного внимания, не для бартера, не из сумасшедшего желания заботы, а чистое желание чтобы ей было приятно.

При этом, безразличной девочке не хотелось бы делать приятно в этой ситуации. Только росло бы недовольство и рздрж, что делаю не то, что хочется. А Р., приятному человеку, с которым дружу - хочется и нравится так служить.

Поддерживать положение раба мешали следующие факторы:
- одобрительные фразы девочек «клевую жрачку купил», «понравилось как наклеил» и т.п.. Я сразу испытываю самолюбование. Лучше говорить мне, пусть ненатуральным тоном «хуйню какую-то ты купил и совсем не то, что тебе заказывали… ну ладно, съем, так и быть, не выбрасывать же», независимо от того нравится жрачка или нет. Тогда я буду знать, что скорее всего жрачка нравится(если ее едят с таким удовольствием), что усилия раба по ублажению не напрасны, но при этом не будет возникать чсвшные уверенности, что «я отличился», что «я клевый» и т.п.. И не будет усиливаться желание «служить за похвалу».
- мешала неловкость девочек давать приказания, их самоосуждение, восприятие себя жестокими. Я начинаю чувствовать себя важным человеком, с которым следует по-особому обходиться.
- дружеские фразы и обсуждения с рабом. Р. говорит «может этот ящик вытаскивается?..» и сразу возникает уверенность, что я пришел ей по дружески помогать и никакой я не раб.
- мои фразы «хочу то-то». Пропадала уверенность, что я безжеланный раб.

Помогали быть рабом такие фразы:
- «разреши мне высказать свои мысли по поводу того как быстрее добраться до станции». В этом случае не возникает заботливости, ведь я служу желаниям девочки, а не навязываю свои. А у Р. не возникает желания сделать, как сказал мужик или наоборот сделать вопреки его словам, что та же несвобода. У нее есть уверенность, что она независима в делании выбора и от этого чувствует себя увереннее.
- «можно мне?» [сделать это].
- «я не хочу делать это». Так становится понятно, что я реализую не свое желание, что я раб в услужении.
- «дай мне поручение, а то я сейчас восстану». Р. дает поручение, говорит что-то вроде «я тебе восстану, сам должен искать себе задания как мне услужить», я снова чувствую, что служу ее желаниям, а не сам там по себе копаюсь. И бунт чсв подавлен.

Побочные эффекты:
1. Не возникает или возникают слабее ревность и чсу от недостатка внимания. Потому что есть уверенность, что пренебрежение рабом и незамечание раба - это норма.
2. За весь день не возникало скуки, я мог сидеть и ничего не делать и чувствовать себя довольным. Скуки нет, так как нет свободы. Раз нет свободы, нет и свободного времени и значит нет необходимости озабачиваться куда его тратить, чем заполнять.

Моя анкета: мужчина, нижний 45 лет, 180/80 ищет Властную Женщину, которая выбирает себе приходящего домашнего слугу или бытового раба. Очень покорный, буду служить Вам верой и правдой, выполнять всю домашнюю работу и все хозяйственные поручения ничего не прося в замен.

Расскажу мою историю знакомства с Верхней Леди, на этом сайте.

Моя анкета: мужчина, нижний 45 лет, 180/80 ищет Властную Женщину, которая выбирает себе приходящего домашнего слугу или бытового раба. Очень покорный, буду служить Вам верой и правдой, выполнять всю домашнюю работу и все хозяйственные поручения ничего не прося в замен. Материально никак не заинтересован. Из своих интересов отметил: бут и фут поклонение, принуждение к онанизму, контроль и запрет оргазма.

Попытался несколько дней пообщаться с Госпожами и предложить себя в качестве домашнего слуги, ну или как тут принято писать - бытового раба.

Опыт оказался неудачным.

Дамы отвечали неохотно, через раз или вообще не отвечали мне, таких кстати было большинство.

В общем я понял что никому то я особо не интересен и уж точно не нужен.

Попытался понять в чем дело, естественно анкета не интересная и без фото. Далее - женат. Женатики никому не интересны, причины всем понятны наверное, ну может быть разве только кроме меня

Стал разбираться далее и понял что большинству женщин здесь интересны в основном свободные, обеспеченные мужчины, не стесненные материально и со своим местом для встреч. Последнее же было для меня неприемлемо, по причине что такого места у меня как раз и не было, а если организовать его, например сняв номер в гостинице, то это не совсем подходило для меня, а точнее совсем не подходило.

Ну посудите сами: раб снимает номер в гостинице для того что бы убирать его, а именно мыть посуду, стирать белье, намывать полы в присутствии своей хозяйки, которая бы получала наслаждение от происходящего. Если какому то рабу и приятно мыть полы в гостинице или съемной квартире, это я еще могу допустить, то что женщине будет приятно на это смотреть, выбравшись из дома или после работы, тратя на это свое драгоценное время, такого я себе представить не мог. И наверное правильно делал.

Совсем отчаявшись найти себе Хозяйку я решил удалить свою анкету, но поразмыслив все же оставил, просто перестал заходить на сайт, все равно никто со мной не общался.

Я уже и думать забыл про этот сайт, когда на почту пришло письмо о полученном личном сообщении на сайте. Зашел на сайт и прочел сообщение от верхней дамы, 52 лет, без фотографии.

В сообщении было всего пара слов: Пришли фото и адрес эл. почты.

Я сразу же выслал фото, по указанному адресу и стал ждать.

На следующий день, уже на почту пришло еще одно письмо, с адреса по которому я послал свое фото. Письмо опять было немногословным: Позвони сегодня, далее шел номер телефона.

Я набрался смелости и позвонил, по указанному номеру, ответила женщина с жестким голосом.

Я стал объяснять что звоню с сайта знакомств и хочу быть Вашим слугой, но женщина прервала меня и сказала:

Я все поняла, погоди, не тараторь! Послушай что я скажу. Мне как раз нужен такой раб как ты, который бы жил в моем районе, приходил, убирался бы у меня в квартире, иногда ходил по магазинам, выполнял бы какие то ремонтные работы по дому.

Ты же где то рядом живешь?

В плане удовольствий сексуального характера, так наверное этого и не будет, в прочем иногда возможно не помешает хороший куни, по требованию.

Кунилингус хорошо делаешь или?

Я очень разволновался к этому моменту и ответил дрожащим голосом что буду очень стараться и что очень быстро всему учусь.. И живу я совсем рядом, практически у соседней станции метро.

Ну и хорошо, сказала Госпожа. Секс у нас я думаю будет совсем исключен, ну и кончать ты естественно у меня не будешь... Стой!

У тебя в пожеланиях написано про контроль оргазма...

В общем так, оргазма я тебе не обещаю гарантированно, но скажем раз в месяц или две недели разрешу подрочить, стоя передо мной на коленях, в качестве награды за хорошую службу.

Иногда буду наказывать поркой, но не переживай особо, пороть я не очень люблю, так что это будет очень и очень редко, когда я буду сильно голодна в этом плане. Но готовься к тому что это будет очень больно! Сразу хочу предупредить, что будут следы. Ты ведь женатик. Сможешь служить при таких обстоятельствах?

Тогда завтра встретимся, попьем где нибудь кофе, я предварительно на тебя посмотрю и если меня все устроит, то сразу и приступишь!

Мы встретились рядом с кафе. Я очень волновался и притащил большущий букет кроваво красных роз. Госпожа опоздала на 40 минут. Я уже начал думать что она не придет, когда услышал сзади себя голос: Молодой человек, Вы на собеседование, по поводу работы?

Я обернулся, передо мной стояла высокая женщина, лет 50-ти в темных очках.

Стройные ноги в обтягивающих джинсах и высоких сапогах, статная фигура, бежевая короткая курточка, чуть выше пояса

Она сняла очки, взяла одну дужку в рот, прикусив ее чуть зубами спросила еще раз: Что молчите? Вам нужна вакансия слуги или нет?

Я пришел в себя и ответил, что да это именно я.

Зачем ты принес эти цветы? Ты что на свидание пришел? Хочешь меня закадрить? А потом выебать!? Да? Она улыбнулась.

Да она так и сказала: А потом выебать!?

Я густо покраснел и совсем растерялся.

Да нет, что Вы Госпожа! Я просто подумал что как то неудобно придти на встречу с Женщиной с пустыми руками.

Глупый, разве ты не понимаешь, что ты меня компрометируешь своим букетом?

Ладно, кофе отменяется, уже персонал кафе на нас пялится, я пойду не спеша к вот тому скверику, там куча лавочек и очень тихо, а ты беги купи мне где нибудь пачку парламента и заодно выкинь этот веник.

Давай скорее, догоняй! У тебя еще есть шанс, ты еще не все испортил!

Госпожа пошла в сторону сквера а я бегом кинулся через дорогу в магазин за сигаретами.

Букет я засунул в мусорную урну у магазина. Когда я вышел, то Госпожу уже не было видно и я быстрым шагом, практически бегом направился в сквер. В сквере я осмотрелся и на одной лавочке увидел ее. Я подошел и протянул ей пачку сигарет. Открой пачку и дай мне сигарету. Зажигалку догадался купить?

Нет не догадался, замямлил я.

Ну что же, тогда пользуйся моей, она протянула мне красную одноразовую зажигалку. Я в ответ протянул ей открытую пачку, она взяла сигарету и дал ей прикурить.

Держи сигареты и зажигалку у себя. Когда ты рядом, по требованию будешь мне предоставлять.

Только смотри не забывай, а то уволю.

Что Вы, что Вы!? Я всегда буду носить с собой... Я захотел присесть на край лавочки, но госпожа опередила: Вот это не надо! Я не люблю таких вольностей. Когда я разговариваю с тобой, на людях, будешь стоять в подобных случаях, у меня дома, когда я одна, будешь так же стоять передо мной, только уже на коленях. Ты имеешь понятие о этикете? Служил когда нибудь реальной Госпоже или же просто дрочил в одиночестве?

Нет, Госпожа, реального опыта служения у меня не было, но я очень быстро учусь и уверен, что Вы будите мной довольны!

Ну вот! Без опыта работы! Я предполагала, что так и будет! А по второму вопросу!? Я же спросила тебя!? Дрочил, мечтая служить? Раз не было у тебя Хозяйки а ты хотел служить, значит фантазировал! Значит дрочил! Отвечай! Или ты думаешь что я не знаю о том что нижние мужчины дрочат? Да и не только нижние.

Да Госпожа, я дрочил.

Вот! Как часто ты привык онанировать!? И о чем твои фантазии в этот момент! Отвечай скорее, пока я не потеряла к тебе интерес. Я уже устала тянуть из тебя информацию клещами! Отвечай как есть не думай! Мне очень важна искренность. Пойми, дурачок! Я не могу впустить в дом неизвестно кого! Так отвечай!

Я дрочу почти каждый день, Госпожа. Иногда несколько раз в день, 2 или 3 раза. Фантазирую в этот момент о том что стою на коленях перед такой женщиной как Вы и онанирую с ее разрешения и по ее приказу. Женщина, что бы помочь мне кончить, ставит ногу мне на лицо, в обуви или голой стопой, я слышу прекрасный запах ее стопы и почти сразу ж кончаю испросив у нее разрешения, потом вылизываю сперму с пола языком или же втираю салфеткой и кладу в карман.

Ну это еще ничего! Вполне адекватное мышление и вполне нормальные реальные фантазии.

А то иногда от вашего брата такое услышишь, что хоть стой хоть падай! Приходится увольнять соискателя еще до того как приняла его на работу.

Надеюсь у тебя не возникает потребности в необходимости украдкой одевать женское белье, трусики, чулки, колготки своей Госпожи?

Нет, что Вы? Такого у меня нет!

Смотри! Позавчера я как раз уволила слугу за это! Выяснилось что он воровал у меня ношенные колготки и трусики!

Кстати! Хоть и редко я буду тебя баловать, но когда это все же будет, слизывать сперму с пола языком не надо! Это не очень то гигиенично! А твой язык изредка будет работать в тех местах где нужна исключительная чистота!

Я думаю ты меня понял?

Да, конечно моя Госпожа!

Сейчас на нас никто не смотрит, быстренько встань на колени и покажи мне свой язык, я хочу его видеть! Я не глядя по сторонам рухнул перед моей богиней на колени и открыл рот, высунул язык так сильно как только смог.

Отлично! Ты принят! Пошли поработаем, скопилось много дел за те 2-3 дня что я осталась без прислуги.

Госпожа подала мне знак рукой встать и мы пошли к ней домой.

По дороге она мне в вкратце объясняла мои обязанности, что и как я должен делать и что я буду должен сделать прямо сейчас.

Проработал у своей госпожи я несколько месяцев, потом я ей надоел и она отпустила меня на свободу. Она так и сказала: Ты хороший раб, мне тебя не за что увольнять, но ты мне наскучил, я хочу попробовать новенького, я не выгоняю тебя а просто дарю тебе свободу! Я умолял Госпожу оставить меня, плакал и говорил что не смогу теперь без нее жить, но она была непреклонна. Единственное что я могу для тебя сделать это пообещать тебе что порекомендую тебя подругам с форума. Я благодарил ее осыпая поцелуями ее сапоги. Плакал и говорил: Спасибо, спасибо. Госпожа!

Правда предложений ко мне так и не поступило. Наверное она забыла про меня сразу же когда оттолкнула своим сапогом в момент поцелуя.

Возьми себя в руки, хватит слюни распускать,ты же мужчина! (продолжение в части 2)

Существует распространенное заблуждение, что раб – это человек в цепях, только и думающий о том, как вырваться на волю. Реальный раб чаще всего не заперт на ключ. Основной ужас рабства заключается не в том, что человек несвободен, а в том, что он не может и не хочет жить иначе. Когда мне в руки попалось исследование Кевина Бэйлза, объясняющее психологию современных рабов на Западе и в Юго-восточной Азии, я удивилась тому, как многое оно объясняет про нашу российскую жизнь.

Немногих удерживает рабство, большинство за своё рабство держатся.
Луций Анней Сенека

В Индии, где уже давно не существует официального рабства, есть весьма распространенная практика долговой зависимости, которая может передаваться из поколения в поколение. В рамках этой практики человек, беря деньги в долг, отдает себя и своих потомков в рабство кредитору. Но это – скучная предыстория, а заинтересовать вас я надеюсь историей индийца Балдэва, потомственного долгового раба. Это – позитивная, счастливая история. Ведь в один прекрасный день его жена получила наследство, и Балдэв смог погасить долг. Дальше, рассказ самого Балдэва:

«После того, как моя жена получила наследство, и мы выплатили долг, мы могли делать, что нам вздумается. Но я все время беспокоился. Что, если один из моих детей заболеет? Что, если у меня будет плохой урожай? Что, если государство потребует от меня денег? Так как мы больше не принадлежали землевладельцу, мы больше не получали от него каждый день еду, как раньше. В конце концов, я пошел к землевладельцу и попросил взять нас обратно. Мне не надо было брать у него в долг деньги, но он согласился принять меня обратно долговым рабом. Теперь я больше ни о чем не беспокоюсь. Я знаю, что мне делать » .

Вы думаете, это – специфика индийской психологии? Увы, как сказал Эдмунд Бёрк, «рабство – это сорняк, который растет на любой почве».

Рефлекс рабской покорности

Нет рабства безнадёжней,
Чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает
Свободным от оков.
Иоганн Вольфганг фон Гете

Вы знаете, что отмена крепостного права в России в 1861 году не вызвала никакого ликования в народе? В первые 5 месяцев после отмены крепостного права произошло 1340 массовых волнений крестьян. Конечно же, социалистические историки объясняли эти бунты несправедливыми условиями освобождения. Даже если забыть о том, что Александр Второй продал Аляску, чтобы предоставить крестьянам 49-летний кредит для выкупа земли, вызывает недоумение словосочетание «несправедливые условия освобождения».

  • Во-первых, разве освобождение не обладает самостоятельной ценностью? Что, свобода сама по себе несправедлива и никому не нужна?
  • Во-вторых, и земля, и крепостные были собственностью помещиков. По условиям реформы у помещиков отбирают значительную часть их собственности – рабочую силу — без какого-либо выкупа. Более того, в ряде случаев эта рабочая сила уходит вместе с наделом земли. Но бунтуют при этом не обираемые, а освобождаемые!

Давайте сделаем еще один скачок во времени и посетим Стокгольм 1973 года, где два грабителя, вооруженные пистолетами и динамитом захватили банк, взяли четверых заложников (трех женщин и одного мужчину) и удерживали их в течение 131 часа. В этой истории интересно то, как стали себя вести заложники после их освобождения. Эти люди, которым угрожали, над которыми издевались долгое время, во время расследования стали защищать этих грабителей, одна из женщин влюбилась в одного из нападавших, а еще один бывший заложник начал кампанию по сбору средств на адвоката для преступников. Эта история дала имя «стокгольмский синдром» весьма распространенному психологическому феномену – рефлексу рабской зависимости.

Вот как этот синдром описывает Павлов: «Очевидно, что вместе с рефлексом свободы существует также прирождённый рефлекс рабской покорности. Хорошо известный факт, что щенки и маленькие собачки часто падают перед большими собаками на спину. Это есть, отдача себя на волю сильнейшего, аналог человеческого бросания на колени и падения ниц — рефлекс рабства, конечно, имеющий свое определённое жизненное оправдание. Нарочитая пассивная поза слабейшего, естественно, ведёт к падению агрессивной реакции сильнейшего, тогда как, хотя бы и бессильное, сопротивление слабейшего только усиливает разрушительное возбуждение сильнейшего. Как часто и многообразно рефлекс рабства проявляется на русской почве, и как полезно сознавать это! Приведём один литературный пример. В маленьком рассказе Куприна «Река жизни» описывается самоубийство студента, которого заела совесть из-за предательства товарищей в охранке. Из письма самоубийцы ясно, что студент сделался жертвой рефлекса рабства, унаследованного от матери-приживалки. Понимай он это хорошо, он, во-первых, справедливее бы судил себя, а во-вторых, мог бы систематическими мерами развить в себе успешное задерживание, подавление этого рефлекса » .

Возможно, пример Павлова звучит несколько спорно, однако самоубийство освобожденного раба – это не вымысел, а факт нашего времени.

Кристина Таленз, сотрудник Комитета по борьбе с современным рабством, рассказала следующую историю из собственного парижского опыта освобождения слуг-рабов, которых привозят с собой азиатские дипломаты. «Несмотря на насилие, ужасающие условия жизни и работы, людям, находящимся в рабстве, присущи определенная целостность мироощущения и защитные механизмы мышления. Им даже нравятся некоторые аспекты их жизни, например, безопасность или их понимание устройства мира. Если разрушить их миропорядок, все путается у них в головах. Некоторые освобожденные женщины совершали попытки самоубийства. Легко объяснить все насилием, которому они подвергались всю жизнь. Однако для некоторых из этих женщин рабство было краеугольным камнем их жизни. Когда у них отбирали рабство, они теряли смысл жизни» .

Но давайте вернемся к «рефлексу рабства на русской почве». Одним из ярких проявлений «стокгольмского синдрома» является любовь россиян к Сталину, безвинно убившему многие миллионы наших соотечественников. Характерно то, что любовь к нему проявляли даже дети репрессированных. Синдром этот был так сильно развит в народе, что его рудименты видны и поныне.

Раз уж мы заговорили про времена Советского Союза, нам стоит разобраться с одной идеологической путаницей, возникшей в то время.

Одним из краеугольных камней коммунистической идеологии был лозунг об абсолютной ценности свободы. При этом подразумевалось, что социалистический человек свободен, хоть и беден, а работник при капитализме – раб, даже если он живет намного лучше. Этот пример оруэлловского «двоемыслия» сильно перекосил сознание россиян. В результате и поныне мы воспринимаем свободу как абсолютное благо, при этом, не задумываясь о ее смысле.

Так что давайте для начала отделим мух от котлет и ответим на два вопроса:

Чем свобода отличается от рабства?

Свобода состоит в том, чтобы посмотреть в лицо ситуациям,
в которые ты попал по собственной воле, и принимать на себя всю ответственность за них.
Жан-Поль Сартр

Давайте для начала дадим определение понятию «свобода».

Во времена Сократа и Платона свобода понималась как «свобода в судьбе». В дальнейшем философское понимание свободы вращается вокруг выбора между добром и злом. Существует также и политическая трактовка свободы. Однако для наших целей психологического анализа рабства все это не релевантно. Толковый словарь Ожегова предлагает следующее толкование слова «свобода»: «вообще — отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь», что звучит крайне нереалистично, ведь быть совершенно свободным ото всего невозможно. Так что я предлагаю придерживаться определения Сартра: «Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений ». И ключевое слово здесь «ответственность», которая так напугала потомственного раба Балдэва.

Понять, что такое свобода, невозможно не разобравшись с понятием «рабство». Реальное рабство – это не совсем то, что обычно понимается под этим словом.

Что такое рабство?

— Хочу предложить вам, — тут женщина из-за пазухи вытащила несколько
ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько журналов в пользу детей
Германии. По полтиннику штука.
— Нет, не возьму, — кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на
журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.
— Почему же вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— Жалеете по полтиннику?
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу.

Булгаков «Собачье сердце»

В статье, исследующей психологию современного рабства, Кевин Бэйлз пишет: «Широко распространенное представление о рабе как о человеке в цепях, который готов сбежать при появлении малейшего шанса на свободу, не имеет ничего общего с реальностью. История Балдэва, как и многие другие истории доказывает, что такое представление наивно. По своему опыту знаю, что зачастую рабы понимают незаконность своего порабощения. Однако принуждение, насилие, психологическое давление заставляют их принять свое положение. Когда рабы начинают принимать свою роль и идентифицировать себя с хозяином, их уже не нужно насильно держать под замком. Они воспринимают свое положение не как чьи-то злонамеренные действия против них, а как часть нормального, пусть и не идеального порядка вещей ».

Бэйлз исследовал жизнь рабов из числа незаконных иммигрантов в западных странах и долговых рабов Индии, однако как точно его наблюдение отражает эволюцию советского строя! Давайте вспомним Советский Союз в хрущевские и брежневские времена. Анна Ахматова называла эти времена «вегетарианскими». К тому моменту карательная составляющая советского режима уже практически была упразднена. За анекдоты и чтение самиздата не только не сажали, но даже с работы не увольняли. Если человек хотел быть свободным от системы, он мог работать дворником или истопником, думать что угодно, болтать на кухне с единомышленниками. Однако таких людей были единицы. Абсолютное большинство советского народа продолжало «с глубоким воодушевлением» играть по правилам: вступать в партию и комсомол, ходить на собрания и демонстрации, сдавать деньги на помощь детям Германии.

В брежневские времена народ добровольно делегировал партии и правительству ответственность за свое настоящее и будущее, насколько бы скудным ни было это настоящее и бесперспективным это будущее. Не важно. Главное – освобождение от ответственности.

Но тут грянула перестройка. Краткая эйфория 90-х, когда в холодильнике появилась экзотическая еда, а в гардеробе – красивые шмотки, сменилась к 1998 году глубоким разочарованием. Советский народ осознал, как и Балдэв, что за свою судьбу приходится нести полную безраздельную ответственность. И это ему не понравилось. По данным недавнего опроса Левада-Центра, всего 13% россиян считают, что граждане должны заботиться о себе сами. А 73% уверены, что о них должно заботиться государство 5 . Похоже, российский народ повторяет сейчас путь Балдэва.

И тут мы логически подходим ко второму поставленному выше вопросу:

Является ли свобода абсолютным благом?

Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов.
Булгаков «Собачье сердце»

В моем любимом сериале Once upon a time постоянно звучит фраза «За каждое волшебство приходится платить». Волшебство свободы стоит недешево!

  • За рыночную экономическую свободу приходится платить экономическими кризисами.
  • За политическую свободу – экстремистскими партиями и группировками.
  • За свободу слова – расцветом сексуальных извращений.
  • За свободу выбора своего пути – возможностью ошибки, разочарования, полного крушения надежд.

Похоже, что этот постулат коммунистической идеологии (что свобода – абсолютное благо) не выдерживает критики. Не случайно абсолютное большинство российского населения приветствует возвращение к старым порядкам. Они надеются спихнуть на кого-нибудь ответственность за свою жизнь, а заодно и за будущее страны.

Как сказал Николай Александрович Бердяев, «человек - раб потому, что свобода трудна, рабство же легко».

Так что же получается, «рожденный ползать летать не может»? Свобода рабам не нужна?

Рефлекс свободы

Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему:
в этом признаке и заключено абсолютное совершенство плана творения.
Бердяев

«Для Миры радикальные перемены в жизни начались с одной рупии. Когда три года назад социальный работник приехал в печальную деревню Миры в горах Уттар Прадеша (индийского штата), все население деревни находилось в наследственном долговом рабстве. Сельчане уже и не могли вспомнить, когда, во времена дедов или прадедов, их семьи отдали себя в рабство за денежные займы. Долг передавался из поколения в поколение. С пяти лет дети начинали работать в карьерах, дробя камни в песок. Пыль, летящие осколки камней, перетаскивание тяжестей сделали многих жителей деревни инвалидами.

Социальный работник собрал нескольких женщин и предложил им радикальный план. Если 10 женщин объединятся и будут каждую неделю откладывать по одной рупии из тех скудных денег, которые кредитор выдает им на закупку риса, он будет хранить эти деньги для них в безопасном месте, и со временем женщины, одна за одной, смогут выкупиться из рабства. Тогда Мира и еще девять женщин сформировали первую группу. Рупии постепенно накапливались. Через три месяца у группы набралось достаточно денег, чтобы выкупить Миру. Она начала получать деньги за работу, что намного ускорило выкуп остальных женщин. Теперь каждый месяц свободной становилась одна из женщин их группы.

Их примеру последовали остальные жители деревни. Социальный работник дважды возил меня в эту деревню, — рассказывает Кевин Бэйлз. — Сейчас все ее жители свободны, а их дети начали ходить в школу » .

Эту историю объясняет утверждение Павлова: «…Рефлекс свободы есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирождённых рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни » .

Однако освобождение от рабской психологии не всегда проходит так безболезненно, как в случае с Мирой и ее односельчанами.

Страшнее тюрьмы и бытового насилия

Уметь освободиться, это - ничто, трудно уметь быть свободным.
Андре Жид

Сидни Литтон, американский психиатр, консультировавшая освобожденных рабов, отмечает: «Человеческие страдания прячутся под разными масками, однако ужас рабства трудно скрыть, он отчетливо заметен тем, кто с ним сталкивается. Даже если человек не подвергался избиению или физическим пыткам, рабство приводит к психологической деградации, которая делает бывшего раба неспособным жить во внешнем мире. Я работала с заключенными и жертвами бытового насилия, но рабство – намного хуже ».

При этом примечательно то, что психологию рабства разделяют не только рабы, но и рабовладельцы. Кевин Бэйлз утверждает: «Психология рабства отзеркаливается и рабовладельцем. Это – глубокая взаимная зависимость, из которой рабовладельцу вырваться не легче, чем рабу ». Один государственный чиновник из тех мест, где живет Балдэв, также имеет долговых рабов. Вот его слова: «В долговом рабстве нет ничего плохого. Оно выгодно обеим сторонам. Вы знаете, то, как это устроено, я как отец для своих работников. Это – отношения отца и сына. Я защищаю их, я направляю их. Иногда, конечно же, мне приходится их наказывать, как это делает любой отец ».

Кевин Бэйлз настаивает на необходимости психологической реабилитации как рабов, так и рабовладельцев. Да, на Западе освобожденные рабы проходят долгую психологическую реабилитацию.

То, что Антон Павлович Чехов всю жизнь по капле выдавливал из себя раба, возможно, это не такая уж и фигура речи. Давайте посмотрим правде в глаза: мы, россияне, в той или иной мере — потомственные рабы или рабовладельцы, мы унаследовали психологию рабства от многих предыдущих поколений наших предков. Не случайно в начале 20-го века, когда социалистическая революция победила не только в России, но и в Германии и в Венгрии, советский строй прижился только в России, где в психологии народа были живы рудименты крепостничества, а Западная Европа уже была свободна от рабства на протяжении многих поколений.

Выбор

Рабство — это не хорошо и не плохо. Это – один из способов жизни. Это – особенность нашей национальной психологии. А свобода – не так уж и привлекательна, как ее рисуют. Тем не менее, она является «одним из важнейших прирожденных рефлексов».

Мы можем последовать примеру Балдэва, а можем пойти по стопам Миры и Чехова.

У нас всегда есть выбор .

Дополню статью цитатой из Бориса Стругацкого:

«Свобода не есть ЦЕЛЬ жизни человека. Свобода есть непременное УСЛОВИЕ полноценности и осмысленности жизни.

Тот, кто не желает иметь свободы выбора творческого пути, просто свободы выбирать область применения своих сил, тот, по-моему, достоин непочётного звания «идиот». К сожалению, таких людей очень много. Я не сказал бы, что это вина их, скорее – беда («проклятое феодально-социалистическое воспитание»), но, объективно, все вместе они составляют тот самый «труп гниющего альбатроса», который висит на шее России тяжким грузом и тормозит сегодня переход к постиндустриальному обществу. Поэтому я и вкладываю в термин «идиот» столько никому не нужных эмоций.

По моим представлениям процент «внутренне свободных» в любом обществе составляет не менее 15% – вполне приличный процент.

Лучшие статьи по теме