Медицинский сайт
  • Главная
  • Потенция
  • Ограниченный контингент советских войск. Армия дра тоже иногда воюет Войска дра

Ограниченный контингент советских войск. Армия дра тоже иногда воюет Войска дра

Афганская арена

Материалы военного советника, в которых станиц с фотографиями значительно больше, чем страниц с текстом. Всегда лучше увидеть .

Школа афганских орлов

(Училище ВВС и ПВО ДРА )

Введение

Вооруженные силы Афганистана в 1979-1981гг. включали в свой состав Сухопутные войска (СВ) и Военно-воздушные силы и Противовоздушную оборону (ВВС и ПВО). Но СВ не имели обособленного командования и все объ-единения, соединения, части и ВУЗы подчинялись непосредственно Геншта-бу и Министерству обороны. А ВВС и ПВО как вид вооруженных сил имели и свой Главный штаб, и своего Главкома. В состав СВ входило 3 армейских корпуса (1,2,3 АК), 4 отдельные пехотные дивизии (17, 18, 20, 25 пд), 2 танковые бригады (7, 15 тбр), отдельные части и военно-учебные заведенения. Основные силы СВ (все 3 армейских кор-пуса и 25-я пехотная дивизия) предназначались для прикрытия афгано-пакистанской грани-цы. Прикрытие северных направлений обеспечивали 3 пехотные дивизии (17, 18, 20 пд). Вооруженные силы возглавляли (начало 1981 г.): министр обороны генерал-майор Рафи, начальник генерального штаба генерал-лейтенант Бабаджан, начальник Главного политического управления генерал-майор Гуль Ака. С целью повышения эффективности хозяйственного, политического руководства и военного управления территория Афганистана была разделена на 8 зон, которые включали в свой состав по несколько провинций: -- Центр (Кабул, Парван, Бамиан); -- Северо-Запад (Герат, Гур, Бадгиз, половина Фарах); -- Юго-Запад (половина Фарах, Нимроз); -- Юг (Гильменд, Кандагар, Урузган, Заболь); -- Юго-Восток (Газни, Пактия, Пактика); -- Восток (Нангархар, Кунар, Лагман); -- Северо-Восток (Бадахшан, Тахар, Кундуз, Баглан); -- Север (Саманган, Балх, Джаузджан, Фарьяб). В каждой зоне был назначен ответственный работник правительства Афганистана, а также советские партийные, военные советники. ВВС и ПВО ДРА являлись видом вооруженных сил, в состав которого входили: - Военно-воздушные силы (ВВС); - Зенитная артиллерия и зенитно-ракетные войска (ЗА и ЗРВ); - Радиотехнические войска (РТВ). Непосредственно Главкому ВВС и ПВО были подчинены ВУЗы (Лет-но-техническая школа, а затем Училище ВВС и ПВО). В состав ВВС входили 6 авиационных полков (в последующем был сформирован 7-й - от-дельный вертолетный полк) и тыл, основу которого составляли 5 аэродромно-технических частей (АТЧ), развернутых на ос-новных аэродромах, а также авиаремонтный завод (АРЗ). В состав ЗА и ЗРВ входили зенитно-ракетная бригада (3 диви-зиона С-75 "Двина", 3 дивизиона С-125 "Печора", 2 технических дивизио-на), 2 полка и 4 отдельных дивизиона ЗА. В состав РТВ входили 1 полк и 2 отдельных радиотехнических батальона. Авиация в Афганистане , как и в большинстве развивающихся стран того периода, входила в состав объединенного вида Вооруженных сил - ВВС и ПВО. Авиационная группировка Афганистана отражала оборонительный ха-рактер военной доктрины государства. Она значительно уступала по свое-му численному составу авиационным группировкам ближайших соседей - Ирана и Пакистана. На вооружении ВВС находились самолеты и вертолеты исключительно советского производства, их количество в первом полугодии 1978 года показано в таблице.

Тип летательного аппарата

Количество

МиГ-17Ф
МиГ-21 ПФМ, ФЛ, У, УМ
Су-7БМК
Ил-28
Ан-2
Ан-26
Ан-30
Ил-14
Ми-4
Всего
Самолет Ан-30, предназначенный для аэрофоторазведки, использовался в качестве транспортного самолета, т.к. средствами аэрофоторазведки и других видов технической разведки ВВС Афганистана оснащены не были. Использовалась, в основном, визуальная разведка. В качестве учебных для первоначального обучения исполь-зовались советские самолеты УТИ МиГ-15 и чешские Л-39. Сразу после революции с начала 1979 года на вооружение ВВС ДРА стали посту-пать самолеты МИГ-21Бис и вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-25. На территории Афганистана аэродромная сеть развита слабо. Далеко не все центры провинций могли обеспечить прием транспортных самолетов. Имелось всего 7 аэродромов с взлетно-посадочной полосой (ВПП) более 1800 м. В 1978 г. шесть авиационных полков, которые входили в состав ВВС Афганистана, базировались на аэродромах Кабул (373 транспортный авиационный полк), Баграм (322 истребительный авиационный полк, 355 авиационный полк истребителей-бомбардировщиков), Шинданд (335 смешанный авиационный полк), Кандагар (366 истребительный авиационный полк), Мазари-Шариф (393 учебный авиационный полк). Кроме того в Баграме работал авиационный ремонтный завод (АРЗ), который обеспечивал ремонт самолетов МиГ-17, а в Кабуле располагалась учебная база Летно-технической школы (ЛТШ). Учебные заведения Вооруженных Сил ДРА . Кадры для Вооруженных Сил ДРА готовились одновременно в ВУЗах Советского Союза и собственных военно-учебных заведениях. Так, в 1979 году на краткосрочныхх курсах со сроком обучения от 2 до 6 месяцев было подготовлено 5 590 человек., а в 1980 г. в военно-учебных заведениях со сроком обучения более 6 месяцев было подготовлено 3338 человек. Базами для подготовки кадров в этот период являлось 8 учебных заведений. Военный лицей - среднее образование 12 классов, срок обучения 4 года (9-12 классы), выпуск 500 чел. Высшие офицерские курсы (Курсы А) - курсы переподготовки офицерского состава по 9-ти специальностям, со сроком обучения 3 месяца. Штатная численность изменялась в зависимости от потребностей войск. Выпуск 05.05.1981 г. 136 человек, набор 23.05.1981 г. 215 человек. Военное училище Сухопутных войск (Харби Пухантун) - самое крупное военное учебное заведение для подготовки командного офицерского состава по 11 специальностям. Общая численность курсантов по штату около 2 тыс человек, срок обучения - 3 учебных года, 1 учебный год - 7 календарных месяцев. Техническое военное училище - среднее техническое военное учебное заведение для подготовки технического офицерского состава по 8 специальностям, срок обучения 3 учебных года по семь календарных месяцев. Общая численность курсантов по штату около 500 человек. Кроме того при училище имелись 10-месячные курсы ускоренной подготовки со штатной численностью до 250 человек. Училище ВВС и ПВО (Хавои Пухантун) - военное учебное заведение для подготовки летного и технического офицерского состава по 20 специальностям для ВВС и ПВО ДРА. Общая численность курсантов по штату около 930 человек. Срок обучения технического состава 3 учебных года по 7 календарных месяцев каждый, Срок подготовки летчиков - 3 календарных года. Кроме того, имелись 10-месячные курсы ускоренной подготовки летчиков на самолеты МиГ-17 со штатной численностью - 10-20 человек. Учебный полк - учебная воинская часть, которая готовила школьных сержантов и офицеров по ускоренной 6-месячной программе по 10 специальностям. Штатная численность изменялась в зависимости от потребности войск. Так, выпуск 25.04.1981 г. составил 590 человек, набор на 05.05.1981 г. - 917 человек. 52-й отдельный полк связи - учебная воинская часть, которая готовила связистов по 6-месячной программе, емкость учебных подразделений - 100 человек. Учебный центр 15-й танковой бригады - готовил на 10-месячных курсах командиров зенитных самоходных установок "Шилка", группа 20 человек и заместителей командиров по технической части, группа 14 человек. Училище ВВС и ПВО . В 1957 году в Афганистане была создана Летно-техническая школа (ЛТШ). В годы, предшествовавшие Саурской революции (27 апреля 1978 года), подготовка техников была свернута и в школе обучалось всего 22 курсанта - летчика на самолет Л-39. В ЛТШ курсантам в течение первого года обучения на базе в Кабуле читался курс теоретических дисциплин. Отработка практических навыков по эксплуатации самолета и летная практика проводилась в течение последующих двух лет в Мазари-Шариф в 393 учебном авиационном полку. По штату ЛТШ было предусмотрено 40 человек преподавательского состава. Фактически максимальное число их не превышало 20-25 человек. Некомплект преподавателей частично компенсировался участием в учебном процессе должностных лиц Главного штаба ВВС и ПВО. Нормы учебной нагрузки на преподавателей были невысоки. В 1979 году правительство ДРА приняло решение о формировании Училища ВВС и ПВО на базе ЛТШ. Решение было введено в действие приказом министра обороны от 24 апреля 1979 года. Основной задачей Училища являлась подготовка летного и технического офицерского состава для ВВС и ПВО. В штатно-организационной структуре Училища было 4 факультета: Авиационный, ЗРВ и ЗА, РТВ и связи, Тыла и транспорта. Процесс реформирования Училища, формирование его подразделений, создание материальной базы осуществлялся одновременно с подготовкой кадров по основным специальностям. По завершении процесса формирования Училища планировалось иметь численность постоянного состава 1038 человек и обеспечить подготовку 930 курсантов с ежегодным выпуском 310 курсантов по 20 специальностям. Должностные категории: начальник Училища генерал-лейтенант, зам начальника Училища - генерал-майор, начальник политического отдела - полковник, начальник факультета - полковник. Первый штатный набор курсантов производился в 1980 году, начало учебного года 21 марта (1 саура), полная численность курсантов Училища была обеспечена к 1983 году. В 1979 году ощущалась острая нехватка преподавательского состава (некомплект 120 человек) и технического состава (некомплект 72 человека). В 1979 - 1981 гг Училище ВВС и ПВО и его подразделения возглавляли афганские офицеры - выпускники Киевского и Одесского высших военных учебных заведений: Джурабек Фухатбек, Шах Махмуд Гулям Мухеддин, Адам Хан, Мохаммед Хаким Падишах, Хаджи Мухаммед, Файз Мухаммед Вазери, Абдул Халек, Шер Хасан, Саид Мубарак Шах, Шамсуддин Сааддин, Абдул Хади, Азизулла Гулям Азиз, Мухаммед Ибрагим, Имамуддин Эбади и др. К преподаванию привлекались офицеры штаба и частей ВВС и ПВО. С апреля 1979 года в Училище начала работать группа советников преподавателей общественно-политических дисциплин (4 человека), с июня 1979 года - группа советников преподавателей специальных дисциплин (5 человек). В течение 1980 года количество советников в Училище увеличилось до 25 человек. В 1979-1981 гг. советниками в Училище работали: Стадниченко В.Д., Марценюк В.В., Круковский Б.И., Недорезов Н.И., Муховиков А.А., Аблазов В.И., Добролюбов А.Н., Владимиров В.В., Моисеенко Э.Г., Ткач Н.В., Герасименко В.Д., Полузез Н.И., Новиков А.П., Дерюгин В.К., Попейко А.А., Ильяшенко В.А., Калантырь В.Ф., Балабанов Е.Х., Щетинкин В.Ф., Лисенков Л.С., Ефтеев В.В., Шевцов В.А., Палисадов А.М., Илларионов Ю.В., Кудряшов В.Ф., Сабельников В.И., Фиронов Г.К., Игнатенко Ю.Л., Яковлев Г.П., Соколовский Н.Н., Шаповал В.Н., Поздняков В.В., Сероветник И.Д., Колодко А.К. Преподавание всех дисциплин советниками велось на русском языке с переводчиком. Количество переводчиков на протяжении 1979-1980 гг. увеличилось от 2 до 20 человек. Учебно-лабораторная база ЛТШ была нацелена на подготовку специалистов по самолету МиГ-17 и частично на МиГ-21ФЛ. Оборудование классов длительное время не использовалось, не обновлялось, техническое состояние большинства устройств и систем не позволяло использовать их в дальнейшем в учебном процессе. Источники питания для бортовой аппаратуры отсутствовали. Библиотека Училища не имела учебников, учебных пособий и технической документации на языке дари и пушту. Техническая документация на русском языке по самолетам МиГ-21бис, Су-22 и вертолетам Ми-8, Ми-24, Ми-25 отсутствовала полностью, а по самолетам МиГ-21 и Су-7 отсутствовало описание радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения. Таким образом, библиотека Училища не обеспечивала ни учебный процесс, ни подготовку преподавателей к занятиям. Афганские преподаватели использовали исключительно личные конспекты, которые были подготовлены ими при обучении в Советском Союзе и переведены на язык дари. Распространенной формой обучения являлось задиктовывание содержания этих конспектов самим преподавателем или по его поручению техником лаборатории или старшим группы. В случае служебного перемещения преподавателя или его отсутствия в Училище по другим причинам заменить его на занятиях никто не мог. Советники внесли следующие предложения по улучшению качества подготовки кадров в Училище: -- увеличить численность советских советников, в том числе администраторов (советник начальника Училища, советник заместителя начальника Училища), администраторов, участвующих в преподавательской работе (советник начальника факультета, советник начальника кафедры), преподавателей (по два советника преподавателя на каждую специальную кафедру); -- ускорить поставки из СССР учебных систем, классов, агрегатов, оборудования и тренажеров для подготовки по всем специальностям, а также сервисной контрольно-проверочной аппаратуры, учебной технической литературы, схем и плакатов по всем видам техники; -- поставить в библиотеку Посольства СССР в ДРА учебную литературу, изданную в ВУЗах ВС СССР по объектам техники, поставляемой в ДРА; -- советникам - преподавателям сосредоточить свое внимание на разработке кафедральных конспектов лекций, учебных пособий, методической документации с обязательной регистрацией их в учебном отделе как общего достояния Училища. Совместная работа с переводчиками. От переводчика, его личности и мастерства во многом зависит качество и успех всех мероприятий, проводимых с иностранцами, в том числе переговоров, учебных занятий, политических бесед и информаций. Переводчик играет не второстепенную роль в работе с дипломатом, специалистом, преподавателем. Он также является специалистом, но в своей, языковой, области. Качество проводимых занятий в одинаковой степени зависит от подготовленности преподавателей и переводчиков. Недостаточная подготовленность любого из них приводит к снижению качества занятий и непониманию материала курсантами. В Училище работали переводчики с различным уровнем подготовки: стажеры младших и стажеры старших курсов Военного института иностранных языков (ВИИЯ), практиканты различных гражданских ВУЗов (Азербайджанского, Таджикского и Московского госуниверситетов), дипломированные переводчики со стажем работы от 1 до 5-7 лет (выпускники 6-месячных курсов ВИИЯ, выпускники полного курса обучения ВИИЯ, выпускники гражданских ВУЗов). В период 1979-1981 гг. в Училище работали переводчики: Волков Ю.А., Изосимов И.И., Юсупов А., Камолов С., Шарифов С., Мирзоев А., Катахонов Д., Малышев А.А., Гумбатов Ч., Нестеренко С.М., Муриватов К., Коробов Л.В., Егеубаев Ж., Рыжкин В.П., Бирюков Н.И., Крюков С., Наджапов Г., Ибрагимов А., Журба, Шишков, Муратов. Стажеры младших кырсов языковых ВУЗов по своему уровню подготовки не могут работать в учебных заведениях. Период их становления в роли переводчиков оказывается недопустимо большим, превышающим срок стажировки, и большинство из них так и не осваивает обеспечение занятий. Запаса слов у стажеров старших курсов и выпускников языковых ВУЗов вполне достаточно для обеспечения перевода разговорной речи на среднем уровне. Но на начальном этапе работы слова, даже известные, ими на слух не воспринимаются. Только через 1-2 месяца переводчик привыкает к языку и языковый барьер для него практически исчезает. Переводчики утверждают, что в этот период быстрое становление переводчика как специалиста происходит в строевых частях сухопутных войск. Там низкий процент военнослужащих, знающий русский язык, требуется разноплановый перевод, а боевая обстановка требует активности мышления. Все переводчики предпочитают умственный перевод. Это происходит потому, что имеются трудности в понимании исходного материала, изложенного в письменном тексте. Обычно люди говорят проще, чем пишут. В ВУЗе может сформироваться переводчик высшей квалификации. Здесь сочетаются формы письменного и умственного перевода, что способствует повышению квалификации. Все переводчики, независимо от квалификации, должны готовиться к занятиям. Подготовка к занятиям включает два этапа: предварительный и непосредственный. В процессе предварительной подготовки необходимо обеспечить письменный перевод материалов, вникнуть в их содержание, уяснить физический смысл процессов, подлежащих разъяснению, специальных терминов, подлежащих переводу. При непосредственной подготовке переводчик должен изучить план проведения занятий, их особенности, уточнить объем текста, предназначенного для диктанта, отметить конкретные абзацы и повторить материал. При переводе технических текстов переводчики встречают большие трудности. Они связаны с тем, что язык дари не имеет специальных терминов во многих областях науки и техники. Их заимствуют непосредственно из языков тех стран, откуда поступает техника и аппаратура. Формирование терминологии осуществляется стихийно, поэтому часто одному и тому же явлению, процессу, предмету присваиваются различные названия. Единые словари дари-русские и русские-дари по большинству специальностей отсутствуют. Поэтому переводчики вынуждены сами разрабатывать термины. Однако эта работа должна вестись корректно, т.е. не надо путать собственные незнания с фактом отсутствия терминов. В связи с этим процесс введения терминов должен сопровождаться коллективным обсуждением в среде переводчиков и афганских преподавателей, знающих русский язык. Качество перевода зависит также от исходного русского текста. Если фразы кратки, содержат определенную законченную мысль, то и перевод получится четким и точным. В противном случае даже при всех известных словах и терминах переводчик не справится с задачей перевода. Для перевода на язык дари желательно предложение строить так, чтобы глагол был в конце предложения, а причастные и деепричастные обороты заменить на придаточные предложения. Желательно также уменьшить число используемых синонимов. Однако алаптация исходного текста с одной стороны способствует точности и скорости перевода, но с другой стороны не способствует росту мастерства переводчика и его опыта. Для опытного переводчика требование к исходному тексту гораздо ниже. Для него, как правило, нет ограничений и он может свободно пользоваться не адаптированными текстами. Важно только, чтобы он хорошо знал оба языка, с которыми работает. Опытный переводчик, хорошо знающий язык дари, обеспечивает перевод 90-95% слов и фраз текста. К 5-10% непереведенных элементов речи относятся отдельные слова и фразы, которые не имеют точного перевода, а также второстепенные слова и предложения, без использования которых не теряется общий смысл. У переводчика как у носителя языка имеется больше возможностей, чем у специалистов и преподавателей для изучения местной прессы, обстановки и настроения людей и он может в полной мере использовать это в работе. Каждый переводчик работает над созданием собственного словаря, который в итоге становится его личным достоянием. Коллективный опыт не накапливается, обобщение опыта не производится, каждый новый переводчик вынужден вновь проходить все этапы, теряя время и силы на "изобретение" терминов и освоение методики. За два года 1979-1981 при штатной численности 10 переводчиков в Училище в разное время работали 25 человек. Только один из них проработал все два года, а остальные от нескольких месяцев до одного года. Такая текучесть переводчиков отрицательно сказывается на общем качестве учебного процесса. Время работы переводчиков в Училище должно быть не менее 1-2 лет.

25 декабря 1979 года начался ввод ограниченного контингента советских войск в Демократическую республику Афганистан.

Эта необъявленная война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, по сей день остается неизвестной войной несмотря на многочисленные изданные книги воспоминаний участников, очень подробно описанные события войны, ветеранские сайты и т. д. Если сравнить, сколько известно о трехлетней Отечественной войне 1812 года и четырехлетней Великой Отечественной войне, то можно сказать, что об Афганской войне мы не знаем почти ничего. Образ десятилетнего «похода за речку» в сознании людей, кинематографистов и журналистов нисколько не проясняется, и, спустя 33 года, повторяются все те же штампы о «бессмысленной кровавой войне», о «горах трупов» и «реках крови», о многочисленных, сошедших с ума от этих «рек крови», ветеранах, которые затем спились или стали бандитами.

Некоторые молодые люди, видя на аббревиатуру ОКСВА, думают, что это глупый татуировщик ошибся в слове «Москва». Мне было 16 лет, когда началась эта странная война, а через год — окончание школы и, либо поступление в институт, либо армия. И мне и моим товарищам очень не хотелось попасть в эту самую ОКСВу в Афган, откуда уже начали приходить первые цинковые гробы! Хотя некоторые безбашенные сами рвались туда…

И так, как все начиналось…

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана о вводе советских войск.

В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран - членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.

25 декабря 1979 года в 15-00 начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка — Шинданд — Кандагар, Термез — Кундуз — Кабул, Хорог — Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. 27 декабря спецгруппы КГБ «Зенит», «Гром» и «мусульманский батальон» спецназа ГРУ штурмом взяли дворец Тадж-Бек. В ходе боя, президент Афганистана Амин был убит. В ночь на 28 декабря в Кабул вошла 108-я мотострелковая дивизия, взяв под контроль все важнейшие объекты столицы.

В состав советского контингента входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полков — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения - 1. А также, подразделения Воздушно-десантных войск МО СССР, части и подразделения ГРУ ГШ, Аппарата Главного Военного Советника. Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск, КГБ и МВД СССР.

29 декабря «Правда» публикует «Обращение правительства Афганистана»: «Правительство ДРА, принимая во внимание расширяющееся вмешательство и провокации внешних врагов Афганистана с целью защиты завоеваний Апрельской революции, территориальной целостности, национальной независимости и поддержание мира и безопасности, основываясь на Договоре о дружбе, добрососедстве от 5 декабря 1978 года, обратилось к СССР с настоятельной просьбой об оказании срочной политической, моральной, экономической помощи, включая военную помощь, с которой правительство ДРА ранее неоднократно обращалось к правительству Советского Союза.Правительство Советского Союза удовлетворило просьбу афганской стороны».

Советские войска в Афганистане охраняли дороги, объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы, электростанции, завод азотных удобрений в г. Мазари-Шариф и др.). Обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 г. — декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из за рубежа. Состоялся вывод шести советских полков на Родину.

4-й этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9 месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года.

15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Громов.

Потери: По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тыс. 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранено, контужено, травмировано – более 53 тыс. человек. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.

Использованы материалы сайтов: http://soldatru.ru и http://ria.ru и фото из открытых источников Интернета.

Данный текст подготовлен на основе аналитических докладов ЦИСА специально для «Афганистан.Ру».

Формирование современных вооруженных сил Афганистана началось в 2002 году после падения режима Талибана. Этот процесс шел крайне медленно из-за утраты армейских традиций в ходе гражданской войны 1992-2001 гг., когда политический вакуум заполняли собственные вооруженные отряды различных политических сил, участвовавших в конфликте. Изначально этим формированиям придавался статус армейских корпусов, имеющих прописанную территориальную принадлежность. В общей сложности было создано 8 корпусов, из которых 6 имели в основе формирования «Северного альянса».

В 2002-2003 гг. при участии иностранных военных в Афганистане начался процесс разоружения неправительственных вооруженных отрядов и формирования регулярных вооруженных сил. Первоначально этот процесс шел крайне непросто, в 2003 году общая списочная численность афганской армии составляла менее 6000 человек, а полицейские формирования практически отсутствовали.

К началу 2015 года списочная численность Афганской национальной армии достигла 178 тысяч человек, численность полицейских формирований – более 150 тысяч человек. К числу силовых структур также относятся отряды местной полиции (около 28 тысяч человек) или отряды местной вооруженной самообороны, получившие официальный статус.

К настоящему моменту АНА отказалась от дивизионного звена подчинения и имеет следующую структуру: толи (рота) – кандак (батальон) – бригада – корпус. Всего в афганской армии существует 7 корпусов:

  • 201 корпус «Разлив» (Кабул), отвечающий за безопасность афганской столицы и юго-восточных провинций (считает наиболее подготовленным и боеспособным подразделением);
  • 203 корпус «Гром» (Гардез), действующий на территории регионального командования (военного округа) «Гардез», включающего провинции Хост, Пактика, Газни;
  • 205 корпус «Герой» (Кандагар), зона ответственности включает провинции Кандагар, Забуль, Урузган;
  • 207 корпус «Победа» (Герат), провинции Герат и Фарах;
  • 209 корпус «Сокол» (Мазари-Шариф);
  • 215 корпус (Лашкар-гах).

Каждый корпус включает в себя не менее 3 общевойсковых бригад, батальон специального назначения, штабной батальон, а также подразделения логистики и поддержки корпуса.

Численность вооруженных сил Афганистана достаточно велика в сравнении с государствами, близкими по численности населения, и объясняется это необходимостью ведения борьбы против террористических группировок внутри страны.

В текущих условиях государство не располагает достаточными собственными средствами для финансирования армейских подразделений, поэтому значительную роль в афганском военном строительстве играет иностранная финансовая помощь. Кроме того, армия ИРА зависима от импортных поставок ряда видов вооружений, снаряжения, техники, а также ГСМ, которые не производятся внутри страны в необходимых объемах. Эти обстоятельство делает вооруженные силы уязвимыми в случае изменения внешнеполитической конъюнктуры, поэтому перед Афганистаном стоит задача повышения независимости собственных вооруженных сил от внешней поддержки.

Современная афганская армия отказалась от насильственной мобилизации, практиковавшейся во времена ДРА. Военнослужащие несут службу на контрактной основе. Первые несколько недель службы личный состав получает подготовку в армейских учебных центрах, преимущественно в Кабульском регионе, затем процесс обучения продолжается в военных частях, в т.ч. при участии иностранных инструкторов.

В условиях неконвенционных боевых действий против мобильных отрядов противника особую роль в АНА играют подразделения специального назначения («коммандос»). Группа Специальных Операций, созданная в 2011 году, включает в себя 3-4 бригады. Ее центр, база «Мурихед», находится в провинции Вардак. Численность подразделений к 2012 году составляла около 1000-1500 человек.

АНА является многонациональной, но в ее рядах традиционно велико присутствие этнических таджиков. На 2013 год они составляли около 33,3% всего личного состава и 39% среди офицерства, что существенно выше их доли в общей массе населения страны. По неофициальным данным, среди командующих бригадами и выше преимущественно представлены этнические пуштуны.

После 2011 года задачи, встающие перед АНА, стали усложняться в связи с передачей ответственности за безопасность от сил МССБ национальным силовым структурам. Особенно негативно на настроении афганской армии сказались атаки экстремистов 2015 года в Бадахшане, Кундузе и Вардаке, сопровождавшиеся большими потерями. В этот период отмечается рост случаев дезертирства, являющегося недостатком армии Афганистана на протяжении последних 35 лет.

Несмотря на добровольность комплектования, АНА сталкивается с проблемой самовольного ухода личного состава, причем и «самоволками» в период полевых работ, и с бегством без намерения вернуться до истечения контракта. Обычно эти проблемы связаны с условиями службы и угрозами жизни в ходе боевых действий против вооруженной оппозиции. Существует также проблема «солдат-призраков», связанная с сокрытием фактов дезертирства или внесением в списки личного состава частей вымышленных лиц с целью получения дополнительного довольствия.

В 2015 году парламентское расследование констатировало наличие острой проблемы коррупции и хищений в вооруженных силах, включая незаконную продажу ГСМ, оружия и транспорта, что может приводить к небоеспособности отдельных частей.

Также АНА сталкивается с рядом других трудностей, вызванных быстрым увеличением численности вооруженных сил в конце 2000-х – начала 2010-х. Многие подразделения сталкиваются с дефицитом квалифицированных офицеров, а также проблемами в подготовке рядового состава. Последняя обусловлена, в том числе трудностями в развитии гражданских образовательных институтов и отсутствием у части рекрутов базовой грамотности.

Также проблемой афганских вооруженных сил является нехватка определенных видов вооружений, включая авиацию и бронетехнику. Частично это связано с неготовностью иностранных партнеров предоставлять национальной армии некоторые виды оружия, которое, по мнению иностранных специалистов, в настоящее время вооруженные силы не смогут эффективно использовать или же существует риск захвата их экстремистами. Также существует мнение, что уровень оснащения афганской армии регулируется неким соглашением между США и некоторыми странами региона, незаинтересованными в появлении на территории Афганистана мощной армии. Частично дефицит техники компенсирует за счет поддержки операций афганских военной авиацией НАТО, остающейся на территории страны после 2014 года.

На текущий момент значительная часть военных подразделений не может действовать полностью без поддержки иностранных военных советников и подразделений НАТО, дислоцированных в Афганистане. Чаще всего наличествует необходимость транспортной поддержки, оказания медицинских услуг и оперативных консультаций военных специалистов.

Несомненно, что в период вывода иностранных войск с территории страны нагрузка на афганских военных будет возрастать, и перед ними будут вставать все более сложные задачи, связанные с противодействием экстремизму, особенно в контексте новых региональных угроз. Успех решения указанных задач будет во многом определяться повышением боеспособности и независимости афганской армии, а также поиском новых механизмов международного сотрудничества и поддержки.
















































Мы говорим - Россия и Украина, Россия и Белоруссия - и ни у кого не возникает сомнения, что исторические судьбы этих близких друг другу народов уже многие столетия переплетены теснейшим образом. Мы говорим, - Россия и Афганистан - и невольно задумываемся, как быстро и насколько крепко могут связать столь разные по этнической принадлежности, религии и культуре народы и страны события всего лишь нескольких десятилетий. Между тем, внутри- и внешнеполитические повороты развития независимого Афганистана ХХ - начала XXI вв. не мыслятся без прямого и косвенного влияния СССР/России, а «коренные переломы» нашей истории 80-90-х гг. ХХ в. навсегда останутся связанными с периодом Афганской войны и ее последствиями.

Участие советских войск в войне в Афганистане было наиболее длительным и масштабным применением контингента Вооруженных Сил СССР за пределами страны в мирное время. Советским войскам противостоял достаточно организованный, сильный и убежденный в своей правоте противник. Исчерпывающую характеристику пуштунам (афганцам), не утратившую своей актуальности до настоящего времени, дал еще в начале ХХ в. выдающийся российский военный деятель и ученый-востоковед генерал : «Для войны требуются от народа следующие качества: патриотизм, хладнокровие, мужество, физические силы, выносливость и терпеливость. Анализ военных качеств афганца показывает, что все эти качества в нем есть налицо».

Вводу ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан предшествовал ряд событий в этой стране. В начале 1978 г. здесь возник политический кризис: усилились гонения на левые силы, власти осуществили прямые репрессии против руководства Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) вплоть до ареста ряда ее руководителей. В ответ 27 апреля 1978 г. восстали военные во главе с членами НДПА. В результате вооруженного выступления власть перешла в руки Военно-революционного совета, а 1 мая было сформировано правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) во главе с Нур Мухаммедом Тараки.

Указами нового руководства была обнародована программа по преодолению вековой отсталости и ликвидации феодальных пережитков, отражавшая интересы подавляющей части населения - национальной буржуазии, торговцев, интеллигенции, ремесленников, крестьянства, рабочего класса. Однако в практической деятельности НДПА и правительство ДРА допускали поспешные шаги и излишний радикализм, негативно влиявшие на развитие обстановки в стране. Ошибки новых властей вызывали открытое сопротивление противников режима.

В течение лета 1979 г. антиправительственные выступления охватили большую часть территории страны и переросли в гражданскую войну. На обстановку в Афганистане негативно влияло отсутствие единства в правящей партии. Ее осложняло и активное вмешательство зарубежных государств и организаций во внутренние дела Афганистана. Поставки оружия, боеприпасов и других материальных средств оппозиционным силам осуществляли страны - члены НАТО, исламские государства и Китай. На территории Пакистана и Ирана были созданы учебные центры, в которых проходили подготовку боевики противников левого режима.

Руководство ДРА рассматривало поддержку вооруженной оппозиции третьими странами как их участие в войне против Афганистана и неоднократно обращалось к СССР с просьбами об оказании непосредственной военной помощи. К концу 1979 г. обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза падения левого режима, что, по оценке советского руководства, могло привести к росту влияния стран Запада у южных границ СССР, а также к переносу вооруженной борьбы на территорию его среднеазиатских республик.

В условиях обострения афганского кризиса Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 г. приняло решение ввести советские войска в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможности антиафганских акций со стороны сопредельных государств». Официальным обоснованием правомочности такого решения являлись статья 4 советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 г., статья 51 Устава ООН и неоднократные просьбы правительства Афганистана об оказании военной помощи.

На ОКСВ возлагалось выполнение широкого круга задач: содействие в упрочении местных органов власти; охрана народно-хозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и обеспечение прохождения по ним автоколонн с грузами; ведение совместно с афганскими войсками боевых действий по разгрому отрядов и групп вооруженной оппозиции; прикрытие госграницы Афганистана с Пакистаном и Ираном от проникновения караванов с оружием и отрядов моджахедов; оказание помощи вооруженным силам ДРА в подготовке штабов, войск и др.

Первоначально политическое и военное руководство СССР уклонялось от участия в вооруженной борьбе с оппозицией. Однако уже 10-11 января 1980 г. несколько подразделений ОКСВ были привлечены к боевым действиям. В феврале, в связи с участившимися случаями нападения на колонны и обстрелами гарнизонов советских войск, командованию 40-й армии последовало официальное указание: «Начать совместно с армией ДРА активные действия по разгрому отрядов оппозиции». В последующем боевые действия против антиправительственных формирований стали главным содержанием пребывания ОКСВ в Афганистане. ОКСВ и правительственным войскам Афганистана противостояли крупные силы афганской вооруженной оппозиции, общая численность которой в различные годы составляла от 47 до 173 тыс. человек. В 1980-1988 гг. соединения и части 40-й армии в Афганистане почти непрерывно вели активные боевые действия.

В апреле 1985 г. новое политическое руководство СССР провозгласило курс на отказ от применения силы в международных отношениях и начало принимать меры к сокращению боевого состава ОКСВ. Так, уже к 20 сентября 1986 г. из Афганистана на территорию СССР были передислоцированы шесть полков. В свою очередь афганское руководство, которое в мае 1986 г. возглавил Наджибулла, разработало и в 1987 г. предложило оппозиции политику национального примирения. Однако лидеры оппозиции ее не приняли и продолжили «войну до победного конца». Тем не менее, позиция официального Кабула дала новый импульс проводившимся с 1982 г. в Женеве переговорам по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана.

Подписанные в Женеве соглашения вступили в силу 15 мая 1988 г. Была достигнута четырехсторонняя договоренность (СССР, США, Афганистан и Пакистан) о сроках и графике вывода советских войск из Афганистана в течение девяти месяцев. Советской стороной Женевские соглашения выполнены в полной мере: к 15 августа 1988 г. численность ОКСВ была сокращена на 50%, а 15 февраля 1989 г. последнее советское подразделение покинуло афганскую территорию.

Из интервью, которое дал генерал майор Александр Александрович Майрейчев накануне юбилея вывода войск из Афганистана сотрудникам Управления ФСБ по ЗВО:

Афганистан. Большой период Вашей жизни. Ведь Вы были самым первым, кто представлял военную контрразведку в Афганистане. Расскажите, как это было?

– В мае 1978 года я проходил службу в должности начальника особого отдела КГБ СССР по 38 общевойсковой армии (Закарпатский военный округ). По линии правительственной связи поступил звонок от заместителя начальника одного из управлений КГБ СССР генерал-майора Н.А.Лойко. Николай Антонович сказал, что руководство предлагает мне срочно выехать в командировку на три месяца для оказания помощи правительству ДРА и командованию вооруженных сил в формировании структуры военной контрразведки.
Вероятно, выбор остановился на мне с учетом прохождения службы. Дело в том, что с 1964 по 1969 год я в Группе советских войск в Германии получил определенный опыт совместной работы с органами безопасности ГДР.

На следующий день после разговора с Н.А.Лойко я прибыл в подмосковное Ясенево – там тогда размещалось разведывательное управление КГБ СССР, и сразу направился на инструктаж к первому заместителю начальника управления генерал-лейтенанту Б.С.Иванову. Кроме меня на инструктаже присутствовали полковник Филиппов, подполковник Кириллов, майор Кутепов. Борис Семенович Иванов сообщил, что в Кабуле произошла смена руководства страны, и пояснил: убит глава государства М.Дауд, к власти пришли левые силы, назвал персонально М.Тараки и Б. Кармаля.

17 мая 1978 года убыл в Афганистан в качестве первого советника командования афганской армии по вопросам военной контрразведки.

Александр Александрович какие задачи перед Вами поставило руководство КГБ СССР?

Предполагалась командировка в Кабул сроком на 3 месяца. Руководством КГБ СССР поставлены оперативные задачи:
– изучить обстановку в армии Афганистана и информировать об этом Центр;
– оказать помощь в обеспечении безопасности войск афганской армии.
Численность армии Афганистана в 1978 году составляла около 200 тысяч военнослужащих – 3 армейских корпуса, 10 пехотных дивизий, 3 танковые бригады, 7 авиаполков и группировка сил и средств ПВО.

В то время органов безопасности в стране и армии не было.
Существовала лишь небольшая группа сотрудников при Министерстве Обороны, которая и занималась выявлением и задержанием подозрительных лиц в штабе Министерства Обороны и ближайшем окружении. В корпусах, дивизиях, полках задачи контрразведки возлагались на одного из офицеров кадрового аппарата, по совместительству.

Встретившись с Министром обороны ДРА генералом Абдул Кадыром и полковником Абдул Хаком, исполнявшим обязанности начальника госбезопасности афганской армии, приняли практические меры по созданию отделов безопасности в войсках, как этого требовала сложная обстановка в стране и войсках.

Необходимо было противодействовать проискам иностранных разведок и антиправительственным выступлениям.

Для дополнительного ознакомления с обстановкой в войсках с группой афганских офицеров побывал в частях и соединениях, которые дислоцировались в городах – Кабуле, Кандагаре, Джелалабаде, Газни, Герате, Мазари-Шарифе и других населенных пунктах.

По возвращению выработали положение и структуру органов безопасности в войсках ДРА, которое после согласования с Министром обороны Абдул Кадыром, было утверждено главой государства М.Тараки.

В короткие сроки были подобраны руководители и оперативные сотрудники для формируемых отделов военной контрразведки афганской армии, с которыми мною были проведены месячные учебные сборы.

С учетом дальнейшего обострения обстановки удалось убедить руководство представительства КГБ СССР в ДРА об увеличении присутствия наших советников из числа военных контрразведчиков. В начале 1979 года в Афганистан прибыла первая группа советских военных контрразведчиков: Ю.Иванов, А.Маслов, Ю.Поликашин и Ю.Степанов.

В 1978 – 1979 г.г. (до ввода советских войск) афганскими сотрудниками под руководством наших советников было выявлено и разоблачено более двадцати засланных в войска агентов бандформирований, два агента пакистанской разведки, предотвращено 11 попыток антиправительственных выступлений.

Какова была внутриполитическая обстановка в ДРА?

Обстановка в Афганистане и армии была сложная, противоречивая.
После так называемой Саурской (Апрельской) революции в 1978 году (1456 год по Афганскому календарю) к власти пришла народно-демократическая партия Афганистана (НДПА).

В составе партии были две конкурирующие группировки: Хальк (в переводе на русский язык – народ) – ее составляли представители мелкой буржуазии, средних слоев интеллигенции и офицерского состава во главе с М.Тараки; и Парчам (в переводе на русский – знамя) – в которую входили выходцы из семей крупных землевладельцев и феодалов, во главе с Б. Кармалем.

Борьба между ними привела к тому, что в 1978 году парчамисты были отстранены от власти. Бабрак Кармаль отправлен в Чехославакию в качестве посла ДРА.

В 1978 и 1979 годах М.Тараки и Х.Амин неоднократно обращались к советскому правительству с, мягко говоря, неординарными просьбами. Одна из них – включить ДРА в состав СССР в качестве союзной республики. Вторая – ввести советские войска в Афганистан.
Между тем стала усиливаться борьба за власть в стране и внутри Халька.

Хафизулла Амин, второе лицо в государстве, не пользовался доверием у советского правительства – были подозрения о возможных его связях с американской разведкой. По его указанию оказались в тюрьме Поли-Чархи Министр обороны генерал Абдул Кадыр, политические лидеры Афганистана – М.Рафи, Кешманд и многие другие, в том числе много офицеров.

В сентябре 1979 года я находился в отпуске на территории Советского Союза, когда услышал о смерти афганского лидера М.Тараки. По возвращении в Афганистан узнал подробности произошедших событий.

14 сентября 1979 года в городе Кабуле на территории королевского дворца проходила встреча Н.Тараки с советскими представителями, в числе которых были генерал армии Павловский Иван Григорьевич и посол Советского Союза Пузанов Александр Михайлович. Обсуждался вопрос о возможности дальнейшего пребывания в должности председателя правительства Х.Амина.

В процессе встречи М.Тараки по телефону пригласил приехать во дворец Х.Амина. Однако после того как Х.Амин приехал и вошел в здание дворца, раздались выстрелы. В результате был убит сопровождающий Амина полковник Тарун – один из активных участников Саурской революции, приближенный как Н.Тараки, так и Х.Амина.

После инцидента Х.Амин уехал в свою резиденцию, где собрал политбюро НДПА, на котором объявил М.Тараки виновным в убийстве Таруна и подвергнул его домашнему аресту. Спустя несколько дней М.Тараки был задушен подушками и тайно похоронен.

В честь погибшего Таруна город Джелалабад Х.Амином был переименован в город Тарун-Шахр. Не исключено, что он, таким образом, пытался замести следы разыгранного им 14 сентября трагического спектакля во дворце.

Это название города просуществовало всего 4 месяца. После свержения Х.Амина он вновь стал Джелалабадом.

Что было Вам известно о вводе советских войск в республику?

Учитывая неоднократные просьбы афганских руководителей к советскому правительству о вводе советских войск в Афганистан, а также непредсказуемость Х.Амина, продолжающиеся серьезные противоречия в НДПА, 27 декабря 1979 года в Афганистан была введена 40 Армия.

Перед вводом советских войск и, особенно в период свержения Х.Амина, советническим аппаратом проводилась работа по предупреждению возможных антиправительственных и антисоветских выступлений в войсках.

В последних числах декабря 1979 года группой «Зенит» (КГБ СССР) под руководством полковника Г.Бояринова совместно с афганскими подразделениями была проведена операция по захвату дворца «Топайн-Таджбек», в котором находился Х.Амин и его сторонники. Режим Амина был свергнут. Афганское правительство возглавил Бабрак Кармаль. Он стал генеральным секретарем ЦК НДПА, председателем президиума Ревсовета и премьер-министром.

Органы безопасности (ХАД) возглавил парчамист доктор Наджиб (Наджибулла). Впоследствии он стал главой государства Афганистан, а после вывода советских войск был арестован и повешен талибами.
Ввод советских войск еще больше осложнил политическую ситуацию в стране. Народ Афганистана всегда отрицательно относился к присутствию чужих войск в стране. Ввод советских войск усилил позиции антиправительственных формирований, отрицательно сказался на боеготовности и моральном духе армии Афганистана. Увеличилось число дезертиров, в войсках начались антиправительственные выступления. Особенно опасные антиправительственные акции прошли в 1980 году в 11-й танковой дивизии (Джелалабад) и 14-й пехотной дивизии (Газни).

В этой обстановке мне по указанию генерала армии С.Ахромеева пришлось вместе с сотрудниками госбезопасности афганской армии вылететь в Газни. Путем сложных, длительных переговоров с командиром дивизии полковником Джафаром и офицерским составом нам удалось погасить обострение крайне опасных противоречий между халькистами и парчамистами. Тем самым было предотвращено возможное кровопролитие.

Вместе с тем еще более активизировалась американская разведка (ЦРУ). С территории Пакистана она все активнее внедряла в войска ДРА свою агентуру с целью разложения армии. Поставляла все больше оружия бандитским формированиям и готовила новые формирования за счет беженцев в Пакистан из Афганистана. С помощью наших советников афганскими органами контрразведки были выявлены десятки агентов, которые внедрялись в войска, как для сбора информации о намечаемых боевых действиях против душманов, так и с целью организации антиправительственных выступлений.

Вопрос, который задают Вам во всех интервью – «Стоило ли вводить наши войска в Афганистан?». Каков урок, который мы вынесли из этой войны?

Я всегда высказывал свое отрицательное отношение к вводу наших войск, в Генеральном штабе ВС тоже было много противников. Война в Афганистане была ошибкой, за которую наш народ заплатил огромную цену – более пятнадцати тысяч погибшими. Афганский народ был против военного вмешательства, а народ огромная сила.

Чтобы Вы хотели пожелать ветеранам воинам – афганцам в преддверии празднования юбилея посвященного выводу войск из Афганистана?

Прежде всего – крепкого здоровья! Полученные в молодости раны и душевные в том числе, сказываются сейчас. Берегите мир, чтобы не было войны.

Дорогой Александр Александрович большое спасибо за интервью. Примите поздравления от всех сотрудников Управления ФСБ России по Западному военному округу и всех контрразведчиков с праздником. Крепкого Вам здоровья и всего наилучшего.

Лучшие статьи по теме