Медицинский сайт
  • Главная
  • Средства
  • Обязательны ли Исповедь и Причастие перед Венчанием? Подготовка к таинствам Как исповедоваться перед венчанием

Обязательны ли Исповедь и Причастие перед Венчанием? Подготовка к таинствам Как исповедоваться перед венчанием

О Таинстве Брака (Венчании)

«одной плотью» (1 Кор.7:2). (1 Кор.7:9).

– Апостол Павел пишет: (1 Тим.5:14).

О Таинстве Брака (Венчании)

16.1. Что такое брак в церковном понимании?

– Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

16.2. Обязательно ли венчаться?

– Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, а подлинная христианская семья основывается на Таинстве Венчания. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Венчания, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам – тогда венчаться не надо. Такое участие в Таинстве Венчания ни к чему хорошему не приведет, и может послужить даже в суд и в осуждение.

16.3. Какова цель христианского брака? Только ли рождение детей?

– Брак в христианстве имеет особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт.2:24; Мф.19:5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют «малой Церковью», ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность. Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7:9).

16.4. Почему жена должна подчиняться мужу?

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф.5:22,23). Жена справедливо подчинена мужу, равночестие могло бы произвести вражду, потому что сначала от жены произошло обольщение.

Но главенство мужа в семье – не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Любовь должна быть трезвой: не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу. Нередко муж, сам того не осознавая, разрешает или запрещает жене то, что внушает ему Бог.

Поэтому жена должна оказывать мужу нелицемерное почтение как главе семейства. Эту обязанность тоже внушает ей Бог и законы природы, ведь Господь создал ее слабейшей в сравнении с мужем и назначил ей быть его помощницей. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:8,9). Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить за пределы, установленные Законом Божиим, а должна свято сохранять в душе уважение к мужу и доказывать это на деле.

16.5. Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

– Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещеных в Православной Церкви.

Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но и на вечность.

16.6. Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

– Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

16.7. Кому запрещено вступать в церковный брак?

– Церковь не допускает 4-й и 5-й браки. Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

16.8. Можно ли обвенчаться с католиком или сектантом?

– В России до 1721 года запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 года стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и армянами при условии, что дети будут крещены в Православии. На венчание православного человека с лицом другого христианского вероисповедования требуется разрешение правящего архиерея. Если же хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (например, мусульманство, иудаизм, буддизм) или является сектантом, то такой брак Православная Церковь не венчает, если только они не переходят в Православие.

Когда само супружество должно быть освящено священническим покровом и благословением, как можно назвать супружеством то, где нет согласия в вере? Каждая религия откладывает свой особенный отпечаток на культуру и мировоззрение своих представителей, даже на таких, которые не являются ее вдохновенными исповедниками.

16.9. Как записаться на венчание?

– Для этого надо обратиться в свечную лавку или договориться непосредственно со священником о времени совершения Таинства.

16.10. Когда венчание не совершается?

– венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

16.11. Можно ли венчаться беременной?

– Беременность невесты не служит препятствием для венчания.

16.12. Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

– Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

16.13. Обязательно ли иметь благословение родителей на церковный брак?

– Отсутствие родительского благословения прискорбно, но это не может препятствовать венчанию. В таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника одного из супругов.

16.14. Допускает ли Церковь второй брак?

– Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор.7:39) и в другом месте: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим.5:14).

По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак.

16.15. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

– Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

16.16. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

– По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

16.17. Что надо сделать, чтобы получить церковный развод?

– Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака – главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение.

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

Добрый день!
У меня возникли вопросы, касающиеся таинства венчания: обязательно ли причащаться перед венчанием (спрашиваю потому что муж крещеный, но не воцерковленный), могут ли родители держать венцы над венчающимися и имеет ли значение какие иконы Спасителя и Богородицы должны быть на венчании (можно ли принести икону Божией Матери “Споручница грешных” и икону Спаса Нерукотворного). Буду благодарна, если ответите на мои вопросы. Спаси Господи.

Спрашивает: Юлия

Отвечает:

Христос Воскресе!

Уважаемая Юлия!

Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост, как в отношении пищи, так и в отношении развлечений. Время подготовки определяется благословением священника. Лучше всего причаститься непосредственно в день венчания, в этом случае, Вы должны будете прийти в церковь накануне вечером на службу и там исповедоваться, а на утро в день венчания прийти с утра на литургию для причастия. Исповедь и Причастие необходимы для того, чтобы приступить к венчанию с чистой совестью перед Богом.

Собственно для венчания нужно приготовить новое белое полотенце, кольца, венчальные свечи и парные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (свечи и иконы обычно приобретаются в самой церкви).

При подготовке к совершению венчания полотенце расстилается перед аналоем на середине храма, где и будет происходить венчание; кольца (для положения их на Престол) и свечи отдаются священнику, а иконы ставятся в храме (обычно около Царских врат).

Венчание - это не просто красивый обряд, это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. И очень важно приступить к нему подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за целомудрие и сохраненное до брака девство. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. От согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди перед священником с последующим Причащением.

Основные правила таковы. Венчающиеся обязательно должны быть крещены в Православии и, конечно, новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.

Во время гражданской регистрации брака обручение кольцами, заимствованное в советское время из церкви, уместно пропустить. Первым обручить новобрачных кольцами должен священник, а не работник ЗАГСа. Как минимум, это признак культуры по отношению к Церкви.

При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.

Родители молодых перед их венчанием благословляют своих детей святыми иконами. Будущего мужа - иконой Христа Спасителя, жену - иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.

О дне и времени венчания необходимо заблаговременно (как минимум за неделю) договориться в храме. А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей нормам церковного приличия. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.

Желательно наличие свидетелей - мужчины и женщины, крещенных в православии, они будут держать венцы над головами новобрачных. Но и родители жениха и невесты, безусловно, могут держать венцы.

Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также кусок белого полотна или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся.

При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в Таинстве венчания, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день для венчания, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных церковных таинств.

Православная Церковь вносит некоторые требования к внешнему виду невесты:

1. Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима, поскольку Вы будете прикладываться к иконам;

2. Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.

3. Женский брючный костюм недопустим;

4. Плечи, спина и грудь должны быть закрыты. Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке;

Необходимо сказать и о суевериях, связанных с венчанием. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из новобрачных, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае - "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать Вашего сердца.

Божией Вам помощи! Пусть Господь дарует Вам семейный мир и благоденствие!


Ответ на этот вопрос прочитали 3376 посетителей

Несмотря на то, что церковный брак не является обязательным в России и странах СНГ, многие пары решаются на этот ответственный шаг. И если одни семьи искренне хотят заключить свой брак на небесах в знак подтверждения чистой любви и веры в Бога, то другие - просто следуют моде, включая таинство в план свадьбы .

По какой бы причине вы не решили венчаться, свадебный портал сайт напоминает: обязательно следуйте церковным правилам подготовки к таинству!

Перед венчанием: а быть ли таинству?

Прежде, чем начать подготовку к венчанию, необходимо узнать, разрешит ли церковь сочетаться церковным браком вашей паре. Ведь существуют прописанные табу к обряду.

Венчание не состоится, если:


Если имеет место быть хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, увы, церковь не сможет благословить ваш союз.


Для таинства нет препятствий? Тогда предлагаем вам небольшую инструкцию в подготовке к венчанию:


Церемония венчания в православной церкви проводится только в том случае, если пара официально оформила отношения. Не важно, решили вы скрепить свой союз непосредственно в день торжества или спустя годы, в церкви могут попросить предоставить свидетельство о браке.



Исповедь и Причастие перед венчанием

Решение обвенчаться не стоит принимать спонтанно. Каждый в паре должен быть искренне уверен в своих намерениях. Важная роль отводится очищению души с помощью молитв, Исповеди и Причастия.

Максимально подробную информацию о том, как подготовиться к обрядам вам обязательно расскажут в церкви. Не стесняйтесь задавать интересующие вопросы, ведь это поможет избежать неловких ситуаций непосредственно во время обрядов.




Перед Причастием и Исповедью следует выдержать пост. В течении трёх дней молодожёны читают молитвы (священник подскажет какие), посещают вечерние службы, отказываются на этот период от сексуальных отношений. Из пищи придётся исключить яйца, мясные и молочные продукты . Всё это необходимо соблюдать перед подготовительными обрядами к венчанию.

Одна из главных задач церкви - помочь человеку усовершенствовать его собственную душу. Церковные учения призывают избавиться от злых помыслов, пустых и матерных слов, принимать всё смиренно и спокойно.

Как правило, Исповедь и Причастие проходят непосредственно перед венчанием. Но это не является обязательным требованием. Жених и невеста могут посетить церковь накануне и порознь.

Каждый церковный обряд направлен на исцеление человеческой души. И если вы действительно решили скрепить свои отношения Церковным браком, то этого должны хотеть оба. И жених. И невеста.

Портал Свадьбаголик.ru советует идти в церковь только тем парам, которые уверены в крепости и чистоте любви в семье. Для этого могут потребоваться годы, и даже десятилетия супружеской жизни. Но только тогда вы сможете полностью оценить глубину и значимость таинства венчания. И к вопросу, как подготовиться к венчанию , отнесётесь с максимальной ответственностью.

Заявление подать... Кольца купить... Платье выбрать... Дату назначить... Приглашения разослать... Костюм... Прическа... Расписаться... В храме договориться... Праздничный обед организовать... Хоть чуть-чуть успокоиться... Прическа, прическа! Забыть о приметах... Но как??? А потом - «один раз и на всю жизнь!»...

В рубрику «Вопросы настоятелю» очень часто приходят вопросы о том, как выбрать венчальные кольца, свечи и иконы, обязательно ли исповедоваться перед Венчанием, в каких случаях можно (если вообще можно) венчаться до регистрации в загсе. Не удивительно, что православные христиане стараются тщательно подготовиться к Таинству, чтобы понять и молитвенно прочувствовать каждое слово. Символичны и все внешние детали, сопровождающие это богослужение...На связанные с этой вечной темой вопросы отвечает прот. Максим Козлов, настоятель нашего храма.

- Как правильно выбрать дату свадьбы?

Жениться благоразумнее всего не в какой-то определенный день, а тогда, когда два человека определились в твердом намерении всю жизнь пройти рука об руку, прошли достаточный срок предварительного общения, чтобы поближе познакомиться друг с другом, чтобы понять, что их намерение твердое и окончательное, позаботились о гражданской регистрации брака, не забыли о желательности получения родительского благословения на брак и, поговев, помолившись, поисповедовавшись, причастившись Святых Христовых Таин, приближаются и к Таинству Венчания.

О том, в какие дни совершается Венчание, можно узнать в любом церковном календаре, а также в Интернете (не венчают в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) Седмице; в период Святок; накануне двунадесятых и великих праздников; накануне постных дней - среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года; накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня; накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство). Дней же гражданской регистрации Православная Церковь никак не регламентирует: расписаться можно и в Великий пост, если осознавать это лишь как подготовительный этап к созданию законного церковного брака. Счастливых и несчастливых дней для заключения брака Церковь также не различает, а ограничения на совершение Таинства Венчания связаны с постным уставом. Зависимость даты свадьбы от дней рождения также суеверное представление, которого православным христианам придерживаться не следует.

- Можно ли венчаться без регистрации брака в загсе? Ведь о загсах в Библии ничего не сказано.

Безусловно, в Священном Писании Ветхого и Нового Завета о загсе упоминаться не может по понятным причинам. Данное учреждение возникло в Советском Союзе через много веков после формирования книг Ветхого и Нового Завета. Тем не менее, из Священного Писания вытекает другой очень важный принцип: верующий в Бога стремится быть послушным тем заповедям и правилам, которые в Богом учрежденной Церкви установлены. И этот принцип на протяжении примерно двух тысячелетий неизменно сохраняется в Православной Церкви среди тех, кто стремится быть ее верными чадами. Если на сегодня священноначалие определяет, что в качестве предварительного акта перед Венчанием следует пройти гражданскую регистрацию брака на территории Российской Федерации, то это следует сделать, не считая себя умнее Патриарха, Синода, архиереев и епископов, которыми это правило в Церкви было установлено.

- Могут ли быть исключения из правила о предварительной регистрации брака?

В Православной Церкви Венчание без регистрации допускается в порядке абсолютного исключения, в экстремальных случаях: перед операцией с угрозой для жизни, при отправке на Северный полюс и т. д. Во всех остальных случаях супруги должны зарегистрировать свой брак в загсе и только после этого приступить к Таинству Венчания. Вот что мы читаем об этом вопросе в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел Х - «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»: «Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания... Так, Афинагор в своей «Апологии к императору Марку Аврелию» (II век) пишет: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам». «Апостольские постановления», памятник IV века, увещают христиан заключать брак в согласии с законом.

Церковь не рассматривает светский брак, государственно зарегистрированный, как нечто, вовсе ничего не значащее, а считает его некоторым необходимым предварением Венчания. Одним из свидетельств того, что люди ответственно подходят к Венчанию, является то, что они уже прошли все необходимые формальности, связанные с гражданской регистрацией своего союза.

Все же Церковь отделена от государства, и непонятно, почему в храме требуют свидетельства о регистрации брака.

Церковь, несомненно, от государства отделена. Смысл здесь скорее педагогический: ныне за таинствами церкви обращаются люди с разной степенью ответственности и серьезности к ним подходящие. Все мы знаем это на примере таинства Крещения, когда из миллионов людей, крещеных в последние 15-20 лет, лишь относительно небольшой процент стал теми людьми, о ком можно сказать, что они являются воцерковленными, сознательно верующими православными христианами. То же самое в определенной мере наблюдается сегодня и в отношении таинства Венчания. Часто люди, желающие повенчаться, руководствуются не стремлением строить семью как малую Церковь, а соображениями эстетического, традиционалистского или какого-то иного рода. И в этом смысле наличие перед таинством Венчания гражданской регистрации брака является хотя бы каким-то свидетельством о серьезности их намерений в строительстве семейной жизни. А церковному человеку, которому очевидна преимущественная значимость Венчания перед гражданской регистрацией, не может быть затруднительно пройти и последнюю с тем, чтобы то, что совершается пред Богом, имело бы законный характер и перед людьми и обществом.

- Как относиться к брачному контракту?

Как к контракту, понятному для людей неверующих и не уверенных в том, что сегодняшнее их сожительство (употребляю это слово в терминах римского права) является окончательным и что своему сегодняшнему спутнику жизни можно во всем доверять. И действительно, если у тебя много-много денег и ты предполагаешь, что, быть может, те материальные выгоды, которые через тебя вступающий с тобой в брак человек приобретает, привлекают его больше, чем ты сам, тогда почему бы себя не застраховать?! Но понятно, что такого рода отношения не могут иметь места в устройстве православной семьи. Если мы исходим из того, что моногамия - единственная норма для христианина и что Венчание соединяет мужа и жену навсегда, то о какого рода оговорках в их имущественном положении может идти речь?

- Обязательно ли исповедоваться и причащаться перед Венчанием?

Нельзя сказать, что это абсолютно обязательно, но лучшей подготовки к Венчанию, чем молитвенная, покаянная, быть не может. Приступая вместе к Чаше, молодые люди уже могу начать понимать, что такое - строить Малую Церковь.

- Нередко Венчание для неверующих молодых людей становится лишь частью свадебного обряда.

Даже в такой ситуации венчаться все-таки лучше, чем не венчаться, ведь благодать Божия умудряет людей. Но конечно, семена сеются, а взращивать их должен сам человек. Важно, чтобы молодые осознавали, что в Таинстве Венчания произносятся клятвы, которые нарушать нельзя.

- Какова роль свидетелей на Венчании?

С точки зрения смысла Таинства Венчания и его обрядовой стороны, так называемые свидетели - более точно называть их «друзьями жениха» - не играют никакой сакраментальной, то есть значительной с точки зрения содержания роли в чинопоследовании. Они вовсе не то, что восприемники при таинстве Крещения. Кстати, нужно указать, что распространившаяся ныне практика, что венец над женихом держит мужчина, а над невестой девушка, является прямым заимствованием из практики загса. До революции венцы всегда держали мужчины, что и понятно, ибо это и физически непросто - достаточно длительное время на вытянутой руке держать не самый легкий венец. Часто задают вопрос о том, создается ли между свидетелями духовное родство, которое может стать препятствием к их последующему браку. Однако понятно: если в традиции оба свидетеля - мужчины, то запрета на их последующий совместный брак существовать не может. Таким образом, ничто не препятствует юноше и девушке или мужчине и женщине, бывшими свидетелями на Венчании, в будущем создать семью.

Благоразумно приглашать в свидетели только православных христиан, а прочее рассматривать с практической точки зрения: роста и физической выносливости «друзей жениха».

- Как выбрать храм, в котором совершится Венчание?

Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, обычно не стоит. Конечно, Таинство совершается в «своем» храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы.

Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день.

- Что нужно для совершения Венчания?

Для совершения Венчания необходимы кольца, так называемая венчальная пара икон - с изображением Спасителя и Божией Матери, венчальные свечи и рушник. Безусловно благоразумно и правильно поступят те жених и невеста, которые перед Венчанием придут на исповедь и причастятся Святых Христовых Таин за некоторое время до Венчания.

- Какими должны быть венчальные кольца?

Традиционным для Православной Церкви является использование венчальных колец без камней и украшений. Принципиальным образом цвет колец, то есть металл, из которого изготовлены кольца, к существу Таинства Венчания не имеет ровным счетом никакого отношения. Впрочем, если молодожены непременно желают использовать кольца с камнями или с молитвой, что ныне входит в моду среди вступающих в брак, им следует посоветоваться в приходе, где они предполагают совершить Таинство Венчания, о возможности употребления конкретных выбранных перстней.

- Важно ли, какая именно икона Богородицы будет использована в качестве венчальной?

Может быть использован любой канонический образ Божией Матери. Чаще всего это Владимирская, Казанская, Феодоровская, Донская иконы. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания - женихом и невестой.

- По традиции, после Венчания все собираются за праздничным столом. Как сделать так, чтобы, с одной стороны, не пришлось, как часто бывает, краснеть за безудержное веселье, а с другой - чтобы оно не превратилось в скучные посиделки?

Для этого нужно к праздничной трапезе готовиться. И не столько самим молодым, которым естественно сосредоточиться на другом, сколько любящим их близким и друзьям. Родственники должны позаботиться о том, чтобы количество алкоголя на душу населения на брачном пиру не превышало той меры, о которой говорит Священное Писание, когда «вино веселит душу человека». Именно веселит, а не вводит в состояние отупения или бессмысленной эйфории или, тем более, перемещает в горизонтальное положение.

Быть может, даже нужно позаботиться о некотором сценарии свадебного дня, в котором пожелания от близких и друзей должны сочетаться с негреховными развлечениями. Это могут быть и взаимные испытания жениха и невесты на знание друг друга, которое, конечно же, по большей части обернется незнанием и тем самым уроком для них самих. Это могут быть добрые песни, которым так естественно звучать на свадьбе. Это могут быть какие-то общие игры. Главное, чтобы не создалась атмосфера, которая обычно бывает на концертах популярной музыки, атмосфера торжествующего коллективного бессознательного, когда те, кто только что были нормальными личностями, сливаются в единую, незнамо что творящую, многоликую, многоязыкую, но туповатую массу. Избежать этого на брачном пиру крайне важно.

В добрых традициях ряда минувших столетий было принято, что жених и невеста присутствуют только на первой части свадебной трапезы, а затем оставляют ее. В XVI-XVII веках это было очень красиво и торжественно. В последующие века это уже вышло и из обрядовой, и из бытовой области жизни. Хотя, как правило, жениху и невесте не надо было досиживать за столом до ухода последних гостей.

На мой взгляд, сегодня доброй практикой становится, разумеется, если есть такая возможность, отправиться новобрачным непосредственно со свадебного бала на корабль, или на самолет, или на поезд, оставить обычные житейские попечения, торжествующих близких и родных и некоторое время побыть только вдвоем. Если нет средств отправиться куда-то далеко, то можно поехать пожить к друзьям на дачу либо к кому-то в пустую квартиру, лишь бы некоторое время новобрачных никто не беспокоил.

Лучшие статьи по теме